Агрессивное поведение детей
Брутальное поведение деток – вербальная и физическая активность, направленная на причинение вреда собственному здоровью, людям, звериным, наружным объектам. Основано на негативных чувствах, желании навредить. Проявляется неповиновением, раздражительностью, беспощадностью, оскорблениями, инсинуацией, опасностями, отказами от общения, актами насилия (укусами, ударами). Диагностируется врачом-психиатром, психологом. Исследование проводится способом беседы, наблюдения, употребляются анкеты, опросники, проективные испытания. Исцеление включает групповую, персональную психотерапию – обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками) способам контроля чувств, неопасному выражению злобы.
Оглавление
Общие сведения
Брутальное поведение выявляется у деток всех возрастов. Первично служит методом выражения отрицательных эмоций – раздражения, гнева, злобы. Следя итог такового поведения, ребенок оценивает его полезность. Вторично он показывает злость с определенной целью – заполучить игрушки, пищу, привлечь родительское внимание, обосновать силу, значимость, подчинить окружающих. Чем почаще достигается хотимое, тем прочнее закрепляется злость в поведении, становясь качеством нрава. Распространенность данного парадокса найти проблемно, так как любой ребенок в течение жизни проявляет злость. У мальчишек она возникает ранее, носит открытый нрав. У девченок проявляется косвенно.
Брутальное поведение деток
Предпосылки
Предпосылки злости многообразны – накопившееся эмоциональное напряжение, неумение выражать словами обиду, недочет внимания взрослых, желание получить чужую игрушку, показать силу сверстникам. Нередко малыши причиняют вред окружающим либо для себя, поэтому что ощущают слабость, грусть, обиду, но не могут разобраться в своем состоянии, не обладают коммуникативными способностями для разрешения задачи. Выделяют последующие группы обстоятельств злости:
- Семейные дела. Формированию злости содействует демонстрация беспощадности, насилия, неуважения, нередкие конфликты в семье, безразличие родителей. Ребенок копирует поведение мамы, отца – спорит, провоцирует драки, открыто проявляет гнев, неповиновение с целью вербования внимания.
- Личностные индивидуальности. Неустойчивость чувственного состояния проявляется озлобленностью, раздражением. Через злость выражается ужас, вялость, нехорошее самочувствие, возмещается чувство вины, заниженная самооценка.
- Индивидуальности нервной системы. К злости склонны малыши с неустойчивым слабеньким типом ЦНС (центральная нервная система, головной мозг). Они ужаснее переносят перегрузки, наименее устойчивы к действию физического и психического дискомфорта.
- Социально-биологические причины. Выраженность злости определяется полом малыша, ролевыми ожиданиями, соц положением. Мальчишкам часто внушается идея, что мужик должен уметь драться, «давать сдачи».
- Ситуационные причины. Чувственная лабильность детского возраста проявляется вспышками раздражения, гневливости при случайном действии наружных неблагоприятных событий. Спровоцировать малыша может нехорошая школьная оценка, необходимость делать домашние задания, физический дискомфорт, вызванный голодом, мучительной поездкой.
Патогенез
Физиологической основой злости деток является дисбаланс действий возбуждения-торможения ЦНС (центральная нервная система, головной мозг), многофункциональная незрелость отдельных структур мозга, отвечающих за контроль чувств, поведения. При действии раздражителя преобладает возбуждение, «запаздывает» процесс торможения. Психическая база детской злости – низкая способность к саморегуляции, отсутствие развитых способностей общения, зависимость от взрослых, неуравновешенная самооценка. Детская злость – метод снятия напряжения при чувственных, интеллектуальных отягощениях, нехорошем самочувствии. Целенаправленное брутальное поведение нацелено на получение хотимого, защиту собственных интересов.
Систематизация
Создано огромное количество классификаций брутального поведения. По направленности действий различают гетероагрессию – причинение вреда окружающим, и аутоагрессию – нанесение вреда для себя. По этиологическому признаку выделяют реактивную злость, возникающую как реакция на наружные причины, и спонтанную, мотивируемую внутренними импульсами. Практическое значение имеет систематизация по форме проявления:
- Экспрессивная злость. Способы демонстрации – интонация, мимика, жесты, позы. Диагностически непростой вариант. Брутальные акты не осознаются или отрицаются ребенком.
- Вербальная злость. Реализуется средством слов – оскорблений, угроз, брани. Более всераспространенный вариант посреди девочек-школьниц.
- Физическая злость. Вред наносится с применением физической силы. Данная форма всераспространена посреди деток ранешнего возраста, школьников (мальчишек).
Симптомы (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности)
Базисные проявления злости наблюдаются у малышей до года. У детей 1-3 лет конфликты появляются из-за присвоения игрушек, остальных личных вещей. Малыши кусаются, толкаются, дерутся, кидаются предметами, плюются, кричат. Пробы родителей пресечь реакции малыша наказаниями ухудшают ситуацию. У дошкольников физическое выражение злости наблюдается пореже, так как интенсивно развивается речь, осваивается ее коммуникативная функция.
Наращивается потребность в разговоре, но продуктивному взаимодействию препятствует эгоцентричность, неумение принимать чужую точку зрения, беспристрастно оценивать ситуацию взаимодействия. Появляются непонимания, обиды, порождающие вербальную злость – брань, оскорбления, опасности. Младшие школьники имеют базисный уровень самоконтроля, способны подавлять злость как метод выражения обиды, неудовольствия, ужаса.
Совместно с тем, они интенсивно употребляют ее для защиты интересов, отстаивания точки зрения. Начинают определяться половые индивидуальности злости. Мальчишки действуют открыто, используют физическую силу – дерутся, ставят подножки, «щелкают» по лбу. Девченки выбирают косвенные и вербальные методы – издевки, присвоение прозвищ, сплетни, игнорирование, молчание. У представителей обоих полов определяются признаки заниженной самооценки, депрессии.
В подростковом возрасте злость возникает как итог гормональной перестройки и сопутствующей этому периоду чувственной лабильности, усложнения соц контактов. Возникает потребность обосновывать свою значимость, силу, востребованность. Злость или угнетается, заменяется продуктивными видами деятельности, или воспринимает последние формы – юноши и девицы дерутся, наносят конкурентам увечья, совершают пробы суицида.
Отягощения
Частая злость, подкрепляемая воспитанием, неблагополучной домашней обстановкой закрепляется в качествах личности малыша. К подростковому возрасту формируются характерологические черты на базе гнева, озлобленности, обиды. Развиваются акцентуации, психопатии – личностные расстройства с доминированием злости. Увеличивается риск социальной дезадаптации, девиантного поведения, правонарушений. При аутоагрессии малыши наносят вред для себя, решают пробы самоубийства.
Диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента)
Диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента) брутального поведения деток животрепещуща при лишней частоте, выраженности проявлений. Решение обратиться к врачу-психиатру, психологу формируется у родителей без помощи других либо опосля советы преподавателей. Основой диагностического процесса является клиническая беседа. Доктор слушает жалобы, узнает анамнез, добавочно изучает свойства из детского сада, школы. Беспристрастное исследование включает применение особых психодиагностических способов:
- Анкеты, наблюдение. Родителям, преподавателям предлагается ответить на ряд вопросцев/утверждений о особенностях поведения малыша. Наблюдение проводится по схеме, включающей ряд критериев. Результаты разрешают установить форму злости, ее выраженность, предпосылки.
- Личностные опросники. Используются для обследования подростков. Выявляют наличие злости в общей структуре личности, методы ее компенсации. Всераспространенные методики – опросник Леонгарда-Шмишека, патохарактерологический диагностический опросник (Личко).
- Рисуночные испытания. По особенностям рисунков определяется выраженность симптомов, предпосылки, неосознаваемые эмоции (Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений). Употребляются испытания Несуществующее звериное, Кактус, Человек.
- Интерпретационные испытания. Относятся к проективным способам, выявляют неосознаваемые, скрываемые переживания малыша. Обследование проводится при помощи Теста фрустрационных реакций Розенцвейга, Хэнд-теста (теста руки).
Исцеление брутального поведения деток
При выраженной злости требуется корректировка способами психотерапии. Применение медикаментов обусловлено, когда гнев, импульсивность, озлобленность являются симптомами (симптом — одна отдельная конкретная жалоба больного) психологического расстройства (психопатии, острого психоза). Вылечить злость навечно нереально, она будет возникать у малыша в определенных актуальных ситуациях. Задачка психологов, психотерапевтов – посодействовать разрешить личностные задачи, научить адекватным способам выражения эмоций, разрешения конфликтных ситуаций. К всераспространенным способам корректировки относятся:
- Игровые упражнения. Представлены экспресс-методами неопасного выражения злости. Ребенку предлагается выплеснуть гнев, раздражение, злоба без вреда для окружающих. Употребляются игры с мячом, сыпучими материалами, водой, «листками гнева».
- Тренинги коммуникации. Групповая работа дозволяет ребенку выработать действенные стратегии общения, методы выражения чувств, отстаивания собственной позиции без вреда для остальных. Малыши получают оборотную связь (реакцию участников), анализируют успехи, ошибки с психоаналитиком.
- Релаксационные занятия. Ориентированы на уменьшение тревожности, чувственной напряженности – причин, увеличивающих риск вспышек злости. Малыши учатся восстанавливать глубочайшее дыхание, достигать мышечного расслабления, переключать внимание.
Прогноз и профилактика
Брутальное поведение деток удачно корректируется при совместных усилиях родителей, преподавателей, психологов. Прогноз почти всегда подходящий. Чтоб предупредить закрепление злости как желательного метода взаимодействия, нужно придерживаться гармонического стиля воспитания, показывать методы улаживания конфликтов мирным методом, относиться к ребенку с почтением, позволять проявления гнева в неопасной форме. Не стоит акцентировать внимание на незначимых брутальных поступках. Обсуждая проявления злости, принципиально гласить о действиях, но не о личных качествах («ты поступил безжалостно», а не «ты ожесточенный»).