Заикание
Заикание — судорогоподобные движения артикуляционной и гортанной мускулатур, возникающих почаще сначала речи (пореже посреди), в итоге которых пациент обязан задерживаться на каком-либо звуке (группе звуков). Данные симптомы (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности) заикания очень идентичны с клоническими и тоническими судорогами (Различают судороги поперечнополосатых (скелетных) мышц, например, при некоторых параличах и гладких мышц — сосудистой стенки). При клоническом заикании наблюдается повторное образование слов, слогов и звуков. Тоническое заикание не дозволяет пациенту двинуться со звуковой остановки, чтоб перейти к артикуляции другого звука. В собственном развитии заикание проходит 4 фазы от редчайших приступов временами возникающего заикания до суровой личной препядствия, ограничивающей способность человека к общению.
Оглавление
Общие сведения
Заикание — судорогоподобные движения артикуляционной и гортанной мускулатур, возникающих почаще сначала речи (пореже посреди), в итоге которых пациент обязан задерживаться на каком-либо звуке (группе звуков). Данные симптомы (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности) заикания очень идентичны с клоническими и тоническими судорогами (Различают судороги поперечнополосатых (скелетных) мышц, например, при некоторых параличах и гладких мышц — сосудистой стенки). При клоническом заикании наблюдается повторное образование слов, слогов и звуков. Тоническое заикание не дозволяет пациенту двинуться со звуковой остановки, чтоб перейти к артикуляции другого звука.
Выделяют невротическую и неврозоподобную формы заикания. Невротическое заикание возникает у здоровых деток, как итог стрессов и неврозов. Неврозоподобное заикание характерно детям с болезнями нервной системы (как наследными, так и обретенными).
Заикание
Предпосылки заикания
Выделяют две группы обстоятельств появления заикания: предрасполагающие и провоцирующие. Посреди предрасполагающих обстоятельств появления заикания нужно выделить:
- наследную отягощенность;
- заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности), вызывающие энцефалопатические последствия;
- внутриутробные, родовые травмы;
- переутомление и истощение нервной системы (как следствие заразных болезней).
Критериями, содействующими появлению заикания могут выступать:нарушение развития моторики и чувства ритма; скудность чувственного развития; увеличение реактивности в итоге анормальности отношений с окружающими; сокрытые психологические нарушения (к примеру, ущемленность). Наличие 1-го из перечисленных выше критерий довольно для нервного срыва и, как следствие, заикания. К причинам, провоцирующим появление заикания, относятся: одномоментная психологическая травма (ужас, испуг); двуязычие либо многоязычие в семье; подражание; тахилалия (ускоренная речь).
Патогенез
Патогенез заикания идентичен с механизмом подкорковой дизартрии. В его составе — нарушение координации дыхательного процесса, артикуляции и голосоведения. Потому заикание нередко обозначают как дизритмическую дизартрию. Срыв индукционных взаимодействий коры мозга и подкорковых структур приводит к нарушению регуляции коры. В связи с сиим происходят сдвиги в работе стриопаллидарной системы, которая отвечает за «предуготовность» к совершению движения.
В движении участвуют две группы мускул — одни сокращаются, остальные — расслабляются. Благодаря четкому и согласованному перераспределению тонуса мускул, может быть совершение стремительных, четких и строго дифференцируемых движений. Конкретно стриопаллидарной системой осуществляется контроль над оптимальным перераспределением тонуса мускул. Блокирование стриопаллидарного регулятора речи вследствие чувственного перевозбуждения либо анатомо-патологических повреждений мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) приводит к клоническим повторениям (тик) либо тоническому спазму. С течением времени патологический рефлекс (простейшая бессознательная реакция организма на раздражение) — нарушение речевого автоматизма и гипертонус мускулатуры речевого аппарата – перерастает в условный рефлекс (простейшая бессознательная реакция организма на раздражение).
Симптомы (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности) заикания
Дыхание. Посреди нарушений дыхательного процесса при заикании отмечается огромный расход воздуха на вдохе и выдохе, что обосновано расстройством сопротивления в области артикуляции. Нарушение речевого дыхания при заикании заключается в образовании пациентом инспираторно-гласных либо проторных звуков. Иными словами, для движения голосовых связок и образования проторного шума пациент употребляет вдыхаемый воздух. Укороченный выдох наблюдается не только лишь во время речи, да и в покое.
Глас. Попытка произношения звука при заикании сопровождается судорогоподобным замыканием голосовой щели, что препятствует появлению звука. Во время приступа горло стремительно и резко движется ввысь, вниз и выдвигается вперед. Из-за не возможности на плавное произношение пациенты пробуют произносить гласные звуки твердо. Наблюдается смягчение симптоматики заикания при пении и шепоте прямо до полной нормализации речи.
Артикуляция. Не считая многофункциональных нарушений в артикуляционном аппарате при заикании наблюдаются и соматические нарушения. К примеру, высочайший свод неба, отклонение высунутого языка в сторону, в носовой полости — искривленная носовая перегородка, гипертрофия раковин.
Сопутствующие движения — это движения, сопровождающие речь при заикании, не являющиеся необходимыми, но, в то же время, производимые пациентом, как сознательное движение. Во время приступа заикания пациенты могут откидывать голову вспять, наклонять ее, закрывать глаза, сжимать кулак, пожимать плечами, топать ногой, переступать с ноги на ногу. Словом, совершать движения, которые можно обозначить как тонические либо клонические судороги (Спазм, судорога, корча — непроизвольное сокращение мышцы).
Психика (Особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой). С развитием заикания неминуемы те либо другие психологические расстройства. Более нередко встречается ужас перед неким звуками, слогами и словами, а конкретно их произношением. В собственной речи пациенты, страдающие заиканием, преднамеренно избегают таковых звуков и слов, по способности подыскивают им подмену. При обострениях может возникать абсолютная немота. Мысли о невозможности обычного общения могут доводить до сознания неполноценности и в отношение всего «я».
Фазы развития заикания
1-ая фаза. Наблюдаются маленькие эпизоды заикания, сокращение периодов плавной стабильной речи. Окончание первой фазы заикания определяют по последующим симптомам:
- затруднения в произношении появляются почаще в исходных словах предложений;
- эпизоды заикания появляются при произнесении союзов, предлогов и остальных коротких частей речи;
- «коммуникативное давление» ухудшает заикание;
- ребенок никак не реагирует на свои трудности с произнесением слов, говорит без смущения. Нет беспокойства, ужаса речи. Спровоцировать заикание способна сиюминутная чувственная вспышка.
2-ая фаза. Возникают препядствия в контактировании, некие сопутствующие движения. Равномерно увеличивается число ситуаций, сложных в плане общения.
- заикание приобретает приобретенный нрав, но различается тяжесть приступов;
- препядствия с произнесением появляются почаще в многосложных словах, во время резвой речи и существенно пореже в коротких частях речи;
- ребенок понимает нарушения собственной речи, но не считает себя заикающимся. Гласит непосредственно в хоть какой ситуации.
3-я фаза. Закрепление конвульсивного синдрома. Но пациенты не испытывают ужаса речи и какой-нибудь неловкости. Они употребляют всякую возможность для общения. Предложение о лечении (процесс для облегчение, снятие или устранение симптомов и заболевания) не вызывает какой-нибудь поддержки либо интереса со стороны пациента. Они как как будто дают для себя установку на спокойствие.
- пациенты понимают, что из-за заикания некие ситуации стают затруднительными в плане общения;
- возникают трудности в связи с произнесением определенных звуков, слов;
- пробы поменять «проблемные» слова иными.
4-ая фаза. На данной для нас стадии заикание — большая личностная неувязка. Возникают выраженные чувственные реакции на заикание и, как следствие, избегание речевых ситуаций. Если ранее пациент прибегал к подмене «проблемных» звуков (слов) временами, то сейчас он делает это повсевременно. Он начинает уделять свое внимание на реакцию окружающих на его заикание. Соответствующие черты 4-ой фазы заикания:
- ожидание заикания (антиципация);
- затруднения при произнесении определенных звуков (слов) принимают приобретенных нрав;
- логофобия (ужас речи);
- ответы на вопросцы стают уклончивыми.
Отягощения заикания
Наличие заикания вынуждает малыша избегать речевых ситуаций, в итоге чего же сужается круг его общения и, как следствие, общего развития. Возникает мнительность, настороженность, чувство различия меж собой и сверстниками. В итоге недопонимания меж ребенком и его родителями (одноклассниками, сверстниками) развивается чувство ущемленности, своей неполноценности. Наращивается раздражительность, возникает пугливость, которая может привести к подавлению психики и усугублению заикания. Заикание может привести к понижению успеваемости в школе из-за неловкости, стеснительности и замкнутости малыша. Развитие заикания может помешать в выборе профессии, также в разработке семьи.
Диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента) заикания
Для диагностирования заикания нужно наличие последующих признаков:
- нарушение ритмичности речи (клочки слов, фраз, повторение слогов, растягивание определенных звуков);
- трудности и запинки сначала речи;
- пробы совладать с заиканием при помощи побочных движений (гримасы, тик).
В случае длительности перечисленных выше расстройств наиболее 3-х месяцев диагностируется заикание. Таковым клиентам нужна консультация не только лишь невролога, да и логопеда. Для исключения органических болезней нервной системы проводят реоэнцефалографию, ЭЭГ мозга, МРТ (Магнитно-резонансная томография — томографический метод исследования внутренних органов и тканей с использованием физического явления ядерного магнитного резонанса)-диагностику.
Исцеление заикания
Удачливость исцеления невротического заикания почти во всем зависит от своевременности диагностирования. В виду малоэффективности обычных психотерапевтических способов исцеления заикания (поведенческий, гипнотический и т. д.) в современной медицине отдается предпочтение особым терапевтическим подходам, которые содержат в себе элементы нескольких способов исцеления. Такие комбинированные психотерапевтические способы исцеления заикания используют и в персональной, и в групповой форме. Корректировка нарушений речи проводится методом логопедических занятий по корректировки заикания и ускоренной речи.
Невротическое заикание у деток младшего возраста отлично поддается исцелению в логопедических детских садах и группах. Тут делают упор на коллективную игровую психотерапию, логопедическую ритмику. Не маленькое значение придается и домашней психотерапии, где употребляется внушение, отвлечение внимания, релаксация. Малышей учат говорить в такт с ритмичными движениями пальцев рук либо однообразно и нараспев. В базе способа саморегуляции установка на то, что заикание — определенное поведение, подчиненное изменению. В его составе — десенсибилизация, аутогенные тренировки. Целью вспомогательного медикаментозного исцеления является снятие симптомов ужаса, волнения, депрессий. Рекомендовано предназначение седативных (в т.ч. фитотерапевтических) и общеукрепляющих средств.
В медикаментозном лечении (процесс для облегчение, снятие или устранение симптомов и заболевания) неврозоподобного заикания, возникающего в связи с органическим поражением мозга, используют спазмолитики ( толперизон, бенактизин), с осторожностью транквилизаторы (в малых дозах). Подтверждена эффективность проведения курса дегидратации. В случае клонического заикания рекомендовано предназначение нескольких курсов (от 1 до 3 месяцев) гопантеновой кислоты. Не считая того, в всеохватывающее исцеление заикания рекомендуется включать физиотерапию, также массаж (как общий, так и логопедический).
Прогноз подходящий наиболее чем в 70% случаев заикания посреди деток.
Профилактика заикания
Способы профилактики заикания делят на две группы. Одна из их нацелена на поддержание и укрепление детского здоровья, 2-ая — на компанию речевого развития малыша. Настоящее питание, неизменный уход, соблюдение режима денька и гигиены — это принципиальные составляющие психологического и речевого развития малыша, сохранения и укрепления его здоровья. Нормальному функционированию нервной системы и предохранению ее от перегрузок содействует правильное чередование бодрствования и сна. Следует сберегать психику (психика — системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности) деток от лишней информационной перегрузки (просмотр «взрослых» телепередач, чтение перед сном гиперэмоциональных сказок), ситуаций, способных вызвать испуг.
Настоящее речевое развитие малыша обязано включать в себя три направления. 1-ое — расширение кругозора, понятия и представления о внешнем мире, явлениях и предметах (игры, прогулки, чтение книжек). 2-ое — профилактика и предупреждение запинок в речи малыша, обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками) плавности и неторопливости речи, умению разумно и поочередно излагать свои мысли, желания. Третье — формирование правильного звукопроизношения, ритмике и темпу речи. Но докладывать ребенку новейшую информацию следует равномерно, дозировано.
Исправив заикание, во избежание рецидивов нужно сделать ребенку надлежащие обстановку и режим, которые будут содействовать поддержанию подходящей психической обстановки.