Нарушения речи

Заикание у детей

Заикание у малышей – это расстройство темпо-ритмической стороны речи, вызванное циклическими судорогами (Различают судороги поперечнополосатых (скелетных) мышц, например, при некоторых параличах и гладких мышц — сосудистой стенки) в артикуляционном, голосовом либо дыхательном отделе речевого аппарата. Заикание у малышей характеризуется «застреванием» на отдельных звуках, их многократным, непроизвольным повторением, сопутствующими движениями, речевыми уловками, логофобией, вегетативными реакциями. Малыши с заиканием должны быть обследованы неврологом, логопедом, психологом, психиатром. Корректировка заикания у малышей включает лечебно-оздоровительный комплекс (соблюдение режима, массаж, водолечение, ЛФК, ФТЛ, психотерапию) и систему логопедических занятий.

Оглавление

Общие сведения

Заикание у малышей – ненамеренные остановки, запинки в устной речи, возникающие вследствие конвульсивного состояния речевой мускулатуры. По научным данным, заиканием мучаются около 2% малышей и 1,5% взрослых. У мальчишек заикание встречается в 3-4 раза почаще, чем у девченок. Не считая речевых судорог, заикание у малышей сопровождается нарушением высшей нервной деятельности, которое в одних вариантах быть может соединено с невротической реакцией, в остальных – с органическим поражением ЦНС (центральная нервная система, головной мозг). Потому было бы некорректно разглядывать заикание у малыша как чисто речевую делему; исследование и корректировка заикания у малышей невозможны без интеграции познаний из области логопедии, неврологии, психологии.

Заикание у детей

Заикание у малышей

Предпосылки заикания

Предрасполагающие предпосылки

Все причины, содействующие появлению заикания у малышей, обычно делятся на предрасполагающие и производящие. К предрасполагающим (фоновым) причинам следует отнести:

Развитию заикания наиболее подвержены малыши на физическом уровне ослабленные, с недостаточно развитым чувством ритма, общими моторными способностями, мимикой и артикуляцией. Повышение частоты случаев заикания, наблюдаемое в крайние годы, впрямую связывается с бурным внедрением в ежедневную жизнь видеоигр, разных компьютерных технологий, обрушивающих большой поток аудиовизуальной инфы на неокрепшую нервную систему малышей.

Производящие предпосылки

Процессы созревания коры огромных полушарий, оформление многофункциональной асимметрии деятельности мозга в главном заканчиваются к 5 годам жизни, потому действие хоть какого лишнего по силе либо продолжительности раздражителя может привести к нервному срыву и заиканию у малышей. Таковыми чрезвычайными раздражителями (либо производящими причинами) заикания у малышей могут выступать:

  • томные инфекции (Термин означает различные виды взаимодействия чужеродных микроорганизмов с организмом человека) (менингит, энцефалит, корь, коклюш, тиф и др.);
  • ЧМТ;
  • гипотрофия;
  • рахит;
  • интоксикации;
  • одномоментные психологические потрясения либо долгая травматизация психики. В первом случае это быть может краткосрочный ужас, испуг, чрезмерная удовлетворенность; во 2-м – затяжные конфликты, авторитарный стиль воспитания и т. п.

К появлению заикания у малышей может привести подражание заикающимся, преждевременное обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками) зарубежным языкам, перегрузка сложным речевым материалом, переучивание леворукости. В литературе указывается на связь заикания у малышей с левшеством, иными речевыми нарушениями (дислалией, тахилалией, дизартрией, ринолалией). Вторичное заикание у малышей может возникать на фоне моторной алалии либо афазии.

Систематизация

Зависимо от патогенетических устройств, лежащих в базе конвульсивных запинок, выделяют 2 формы заикания у малышей:

  • невротическую (логоневроз). Невротическое заикание у малышей является многофункциональным расстройством;
  • неврозоподобную. Неврозоподобное заикание соединено с органическим поражением нервной системы.

По выраженности речевых судорог различают легкую, среднюю и томную степень заикания у малышей. Степень тяжести заикания быть может непостоянной у 1-го и такого же малыша в разных ситуациях:

  1. Легкая степень заикания у малышей характеризуется конвульсивными запинками лишь в спонтанной речи; симптомы (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности) чуть приметны и не препятствуют речевому общению.
  2. При средней степени тяжести запинки появляются в монологической и диалогической речи.
  3. При томном заикании у малышей речевые судороги (Спазм, судорога, корча — непроизвольное сокращение мышцы) часты и долгие; запинки случаются во всех видах речи, включая сопряженную и отраженную; возникают сопутствующие движения и эмболофразия. В самых последних вариантах из-за заикания речь и коммуникация стают фактически неосуществимыми.

Зависимо от нрава течения выделяют последующие варианты заикания у малышей:

  • волнообразный (заикание усиливается и слабеет в разных ситуациях, но не исчезает);
  • неизменный (заикание имеет относительно размеренное течение)
  • рецидивирующий (заикание возникает вновь опосля периода речевого благополучия).

Симптомы (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности) заикания у малышей

К главным симптомам заикания у малышей относятся речевые судороги (Спазм, судорога, корча — непроизвольное сокращение мышцы), расстройства физиологического и речевого дыхания, сопутствующие движения, речевые уловки и логофобия.

При заикании запинки у малышей появляются при попытке начать речь либо конкретно в процессе речи. Они вызваны судорогами (Различают судороги поперечнополосатых (скелетных) мышц, например, при некоторых параличах и гладких мышц — сосудистой стенки) (непроизвольным сокращением) речевой мускулатуры. По собственному нраву речевые судороги (Спазм, судорога, корча — непроизвольное сокращение мышцы) могут быть тоническими и клоническими. Тонические речевые судороги (Спазм, судорога, корча — непроизвольное сокращение мышцы) соединены с резким увеличением мышечного тонуса в губках, языке, щеках, что сопровождается невыполнимостью артикуляции и паузой в речи (к примеру, «т—рава»).

Клонические речевые судороги (Спазм, судорога, корча — непроизвольное сокращение мышцы) характеризуются неоднократным сокращением речевых мускул, приводящим к повторению отдельных звуков либо слогов (к примеру, «т-т-трава»). У малышей с заиканием могут иметь пространство тоно-клонические либо клоно-тонические судороги (Спазм, судорога, корча — непроизвольное сокращение мышцы). По месту появления речевые судороги (Спазм, судорога, корча — непроизвольное сокращение мышцы) могут быть артиуляционными, голосовыми (фонационными), дыхательными и смешанными.

Дыхание при заикании неритмичное, поверхностное, грудное либо ключичное; отмечается дискоординация дыхания и артикуляции: малыши начинают гласить на вдохе либо уже опосля полного выдоха.

Речь малышей с заиканием нередко сопровождается непроизвольными сопутствующими движениями: подергиванием мускул лица, раздуванием крыльев носа, морганьем, раскачиванием тела и т. п. Часто заикающиеся употребляют так именуемые двигательные и речевые уловки, преследующие цель скрыть запинки (ухмылку, зевание, покашливание и пр.). К речевым уловкам относятся эмболофразии (употребление ненадобных звуков и слов – «ну», «это», «там», «вот»), изменение интонации, темпа, ритма, речи, голоса и пр.

Трудности в речевом общении вызывают у малышей с заиканием логофобию (боязнь речи в целом) либо звукофобию (боязнь произнесения отдельных звуков). В свою очередь назойливые мысли о заикании содействуют еще большему усугублению речевого неблагополучия у малышей.

Заикание у малышей нередко сопровождается различного рода вегетативными расстройствами: потливостью, тахикардией, лабильностью АД, покраснением либо бледностью дерматологических покровов, которые усиливаются в момент речевой судорожности.

Невротическое заикание

В базе невротического заикания у малышей лежат мощные психотравмирующие переживания, потому нарушение речи возникает остро, фактически мгновенно. В этом случае предки, обычно, буквально указывают время возникновения заикания у малыша и его причину. Невротическое заикание обычно возникает в 2-6 лет, т. е. на момент развития нарушения у малышей находится развернутая фразовая речь.

У малышей с невротическим заиканием отмечается понижение речевой активности, выражена логофобия и фиксация на тяжелых звуках; преобладают дыхательно-голосовые судороги (Спазм, судорога, корча — непроизвольное сокращение мышцы). Звукопроизношение, обычно, нарушено, но лексико-грамматическая сторона развивается нормально (имеет пространство ФФН). Малыши нередко сопровождают свою речь раздуванием крыльев носа и сопутствующими движениями. Нрав течения невротического заикания у малышей волнообразный; ухудшения речи провоцируются психотравмирующими ситуациями.

Неврозоподобное заикание

В случае неврозоподобного заикания, возникающего на фоне органического поражения ЦНС (центральная нервная система, головной мозг) в перинатальном либо ранешном периоде развития малыша, расстройство развивается равномерно, исподволь. Очевидная связь с наружными обстоятельствами не выслеживается; предки затрудняются в определении предпосылки заикания у малышей. Неврозоподобное заикание у малышей возникает с момента начала речи либо в возрасте 3-4 лет, т. е. в период становления фразовой речи.

Речевая активность малышей обычно повышена, при всем этом к собственному недостатку они не критичны. Речевые запинки вызваны в большей степени артикуляционными судорогами (Различают судороги поперечнополосатых (скелетных) мышц, например, при некоторых параличах и гладких мышц — сосудистой стенки); речь однообразная, невыразительная, темп ускорен; звукопроизношение искажено, лексико-грамматическая сторона речи нарушена (имеет пространство ОНР). У малышей с неврозоподобным заиканием нарушена общая моторика: их движения неуклюжи, скованы, стереотипны.

Свойственна вялая мимика, нехороший почерк; нередко появляются дисграфия, дислексия и дискалькулия. Течение неврозоподобного заикания у малышей относительно повсевременно; ухудшения речи могут вызываться переутомлением, завышенной речевой перегрузкой, соматической ослабленностью. При неврологическим (относящимся к болезням центральной нервной системы) обследовании выявляются множественные признаки поражения ЦНС (центральная нервная система, головной мозг); по данным ЭЭГ – завышенная конвульсивная готовность.

Диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента)

Обследование малышей с заиканием проводится логопедом, педиатром, детским неврологом, детским психологом, детским психиатром. Для всех профессионалов важную роль играет исследование анамнеза, наследной отягощенности, сведений о ранешном психоречевом и моторном развитии малышей, выяснение событий и времени появления заикания. Для выявления органических поражений ЦНС (центральная нервная система, головной мозг) неврологом назначается ЭЭГ, реоэнцефалография, ЭхоЭГ, МРТ (Магнитно-резонансная томография — томографический метод исследования внутренних органов и тканей с использованием физического явления ядерного магнитного резонанса) мозга.

В процессе диагностического обследования речи у малышей с заиканием определяется локализация, форма, частота речевых судорог; оцениваются индивидуальности темпа речи, дыхания, голоса; выявляются сопутствующие двигательные и речевые нарушения, логофобия; выясняется отношение малыша к собственному недостатку. У заикающихся в неотклонимом порядке проводится обследование звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматической стороны речи.

Логопедическое заключение обязано отражать форму и степень заикания у малышей; нрав судорог; сопутствующие нарушения речи. Дифференциальную диагностику заикания у малышей нужно проводить с тахилалией, спотыканием, дизартрией.

Корректировка заикания у малышей

В логопедии принят полный подход к корректировки заикания у малышей, предполагающий проведение лечебно-оздоровительной и психолого-педагогической работы. Основная цель лечебно-педагогического комплекса заключается в устранении либо ослаблении речевых судорог и сопутствующих расстройств; укреплении ЦНС (центральная нервная система, головной мозг), действие на личность и поведение заикающегося.

Лечебно-оздоровительное направление работы включает проведение общеукрепляющих процедур (водолечения, физиотерапии, массажа, ЛФК), рациональной и суггестивной психотерапии. Фактически логопедическая работа при заикании у малышей организуется поэтапно.

  1. Предварительный шаг. На подготовительном шаге создается щадящий режим, благожелательная атмосфера, ограничивается речевая активность, демонстрируются эталоны правильной речи.
  2. Тренировочный шаг. Проводится работа по овладению детками разными формами речи: сопряжено-отраженной, шепотной, ритмической, вопросно-ответной и др. На упражнениях полезно употреблять разные формы ручного труда (лепку, конструирование, рисование, игры). В конце этого шага занятия переносятся из кабинета логопеда в группу, класс, публичные места, где малыши закрепляют способности вольной речи.
  3. Заключительный шаг. На финишном шаге проводится автоматизация способностей правильной речи и поведения в разных речевых ситуациях и видах деятельности.

Принципиальное внимание в процессе работы уделяется развитию главных компонент речи (фонетики, лексики, грамматики), голосоподачи, просодии. В корректировки заикания у малышей огромную роль играют логоритмические занятия, логопедический массаж, дыхательная и артикуляционная гимнастика. Логопедические занятия по корректировки заикания у малышей проводятся в личном и групповом формате.

Для корректировки заикания у малышей предложено огромное количество авторских методик (Н.А.Чевелевой, С. А. Мироновой, В.И. Селиверстова, Г.А. Волковой, А.В. Ястребовой, Л. З. Арутюнян и др.).

Прогноз и профилактика

При правильной организации лечебно-оздоровительной работы у большинства малышей заикание вполне исчезает. Вероятны рецидивы заикания в школьном возрасте и пубертатном периоде. Более устойчивые результаты отмечаются при корректировки заикания у дошкольников. Чем больше стаж заикания, тем наиболее неопределенный прогноз.

Для профилактики появления заикания у малышей принципиально подходящее течение беременности, забота о физическом и психологическом благополучии малыша, его речевом развитии, подбор учебного и развлекательного материала соответственно возрасту. С целью предупреждения рецидивов заикания у малышей нужно соблюдение всех советов логопеда на шаге коррекционной работы и опосля нее, создание для малыша подходящих критерий для гармонического развития.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»