Задержка речевого развития (ЗРР)
Нарушения речи

Задержка речевого развития (ЗРР)

Задержка речевого развития – это наиболее позже в сопоставлении с возрастной нормой овладение устной речью детками младше 3-х лет. Задержка речевого развития характеризуется высококачественным и количественным недоразвитием словарного припаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у малыша фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам. Малыши с задержкой речевого развития нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, психолога; по мере необходимости – проведении мед обследования. Коррекционная работа при задержке речевого развития обязана включать психолого-педагогическую и мед помощь.

Оглавление

Общие сведения

Задержка речевого развития (ЗРР) – понятие, отражающее наиболее неспешные темпы освоения норм родного языка детками на шаге ранешнего и среднего речевого онтогенеза. Логопедическое заключение «задержка речевого развития» правомерно в отношении деток младше 3-4-х лет. Темповое отставание касается формирования всех компонент речи: звуков ранешнего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи. Задержка речевого развития встречается у 3–10% деток; у мальчишек в 4 раза почаще, чем у девченок.

Задержка речевого развития плохо отражается на развитии психологических действий, потому ЗРР и ЗПР нередко наблюдается у деток параллельно и обозначается в литературе как задержка психо-речевого развития (ЗПРР). Задержка речевого развития является медико-педагогической неувязкой, затрагивающей нюансы педиатрии, детской неврологии, логопедии и детской психологии.

Задержка речевого развития (ЗРР)

Задержка речевого развития (ЗРР)

Предпосылки ЗРР

Органические предпосылки

Задержка речевого развития может вызываться причинами био и общественного порядка. Приблизительно в трети случаев предпосылки задержки речевого развития так и остаются невыясненными. Био причины:

  1. Малая мозговая нефункциональность. Обоснована перинатальным поражением мозга (перинатальной энцефалопатией). В анамнезе деток с задержкой речевого развития, обычно, выслеживаются внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, родовые травмы, внутриутробные инфекции (Термин означает различные виды взаимодействия чужеродных микроорганизмов с организмом человека); недоношенность либо переношенность.
  2. Заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности) ранешнего возраста: ЧМТ, гипотрофия, неонатальные менингиты и энцефалиты, нередкие либо долгие заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности), ослабляющие малыша, поствакцинальные отягощения.
  3. Тугоухость у малыша. Понятно, что становление и развитие речевой функции происходит при конкретном участии слухового анализатора, т. е. с опорой на услышанную ребенком информацию, потому нарушения слуха также могут вызывать задержку речевого развития.
  4. Наследные причины. Время от времени наиболее неспешные темпы созревания нервной системы носят на генном уровне детерминированный нрав: если один из родителей поздно заговорил, полностью возможно, что у малыша также будет наблюдаться задержка речевого развития.

Социальные предпосылки

Социально-педагогические предпосылки задержки речевого развития почаще всего кроются в неблагоприятной микросоциальной среде, приводящей к недостатку речевых контактов: невостребованности речи (неразвитости культуры общения в семье), «синдроме госпитализма» у нередко болеющих деток; педагогической запущенности. Отрицательное воздействие на темпы развития речи малыша может оказывать билингвизм, неблагоприятная речевая среда, чувственные стрессы.

С иной стороны, тормозящее воздействие на формирование речевой функции малыша может оказывать не только лишь психосоциальная депривация, да и гиперопека: в этих критериях речевое общение также остается невостребованным, так как окружающие взрослые предупреждают все желания малыша, не стимулируя его самостоятельную речевую активность.

Очень вредным для малыша ранешнего возраста является нахождение в чрезвычайно информированной среде, где он сталкивается с лишним потоком инфы, которая к тому же не соответствует возрасту малыша. В этом случае ребенок привыкает не прислушиваться к речи и не осмысливать значение слов; произносит длинноватые, шаблонные фразы, не имеющие дела к развитию настоящей речи.

Патогенез

В постнатальном развитии выделяют 3 критичных периода (I — 1-2 года; II – 3 года; III – 6-7 лет), характеризующихся более интенсивным развитием речевой системы и сразу — завышенной ранимостью нервных (орган животного, служащий для передачи в мозг важной для организма информаци) устройств речевой деятельности. В эти периоды действие даже незначимых вредных экзогенных причин может привести к появлению разных речевых нарушений.

Так, в I критичный период, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон, при неблагоприятных критериях могут создаваться предпосылки для задержки речевого развития и алалии. Во II критичный период – время интенсивного развития связной речи, могут возникать мутизм, заикание. В течение III критичного периода «срыв» нервной деятельнос­ти может вызывать заикание, а органические поражения мозга – детскую афазию.

Развитие речи в норме

Для правильного осознания того, какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития, нужно знать главные этапы и условные нормы речевого развития деток ранешнего возраста.

Возникновение малыша на свет знаменуется кликом, являющимся первой речевой реакцией малыша. Вопль малыша реализуется средством роли голосового, артикуляционного и дыхательного отделов речевого аппарата. Время возникновения клика (в норме на первой минутке), его громкость и звучание могут почти все сказать специалисту-неонатологу о состоянии новорожденного. 1-ый год жизни – это предварительный (предречевой) период, в течение которого ребенок проходит этапы:

  • гуления (с 2-3 мес.);
  • лепета (с 5-6 мес.);
  • лепетных слов (с 8-10 мес.);
  • первых слов (в 10-12 мес.).

В норме в 1 год в активном словаре малыша имеется приблизительно 10 слов, состоящих из циклических открытых слогов (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя и т.д.); в пассивном словаре — около 200 слов (обычно наименования ежедневных предметов и действий). До определенного времени пассивный словарь (количество слов, значение которых ребенок осознает) намного превосходит активный словарь (число произносимых слов).

Приблизительно в 1,6 – 1,8 мес. начинается так именуемый «лексический взрыв», когда слова из пассивного словаря малыша резко вливаются в активный словарный припас. У неких деток период пассивной речи может затягиваться до 2-х лет, но в целом их речевое и психическое развитие протекает нормально. Переход к активной речи у таковых деток часто происходит в один момент и скоро они не только лишь догоняют рано заговоривших сверстников, да и перегоняют их в речевом развитии.

Исследователи считают, что переход к фразовой речи вероятен, когда в активном словаре малыша имеется не наименее 40–60 слов. Потому к 2 годам в речи малыша возникают обыкновенные двухсловные предложения, а активный словарь растет до 50-100 слов. К 2,5 годам ребенок начинает строить развернутые предложения из 3-4 слов.

В период с 3-х до 4-х лет ребенок усваивает некие грамматические формы, гласит предложениями, объединенными по смыслу (формируется связная речь); интенсивно употребляет местоимения, прилагательные, наречия; завладевает грамматическими категориями (конфигурацией слов по числам и родам). Словарный припас увеличивается от 500-800 слов в 3 года до 1000-1500 слов в 4 года.

Спецы допускают отклонение нормативных рамок в сроках речевого развития на 2-3 месяца у девченок, и на 4-5 месяцев у мальчишек. Верно оценить, является ли запаздывание сроков возникновения активной речи задержкой речевого развития либо персональной индивидуальностью, может лишь спец (педиатр, детский невролог, логопед), имеющий возможность следить малыша в динамике.

Симптомы (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности) ЗРР

Признаками задержки речевого развития на различных стадиях речевого онтогенеза могут являться:

  • аномальное протекание доречевого периода (малая активность гуления и лепета, беззвучность, однотипные вокализации)
  • отсутствие реакции на звук, речь у малыша в возрасте 1 года;
  • неактивные пробы повторения чужих слов (эхолалии) у малыша в возрасте 1,5 лет;
  • невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить обычное задание (действие, показ и т. д.);
  • отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет;
  • неспособность соединения слов в обыкновенные фразы в возрасте 2,5-3-х лет;
  • полное отсутствие своей речи в 3 года (ребенок употребляет в речи лишь заученные фразы из книг, мультов и пр.);
  • преимущественное внедрение ребенком неречевых средств коммуникации (мимики, жестов) и др.

Диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента)

Ребенок с задержкой речевого развития должен быть проконсультирован группой профессионалов, включающей педиатра, детского невролога, детского отоларинголога, детского психиатра, логопеда, детского психолога. Задачей педиатра на шаге обследования служит оценка соматического статуса, предварительное определение вероятных обстоятельств задержки речевого развития и направление малыша к спецу соответственного профиля.

  1. Мед блок. Неврологическая диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента) (ЭЭГ, ЭхоЭГ, дуплексное сканирование артерий (артерия — сосуд, несущий кровь от сердца к органам, в отличие от вен по которым кровь движется к сердцу) головы ребенку) требуется для выявления микроорганических поражений мозга. Посещение детского отоларинголога нужно для исключения приобретенного отита, аденоидов, тугоухости у малыша.
  2. Логопедическое обследование. Содержит в себе исследование анамнестических данных и заключений мед профессионалов, моторного развития деток, состояния речевого аппарат, слуховых и зрительных приблизительных реакций, специфику коммуникативной деятельности малыша. У деток до 1 года проводится наблюдение за голосовой и доречевой активностью в естественной и провоцирующей ситуациях. При наличии слов определяется время их возникновения, размер активного и пассивного словаря, общая речевая активность малыша, наличие фразовой и связной речи и т. п.
  3. Психическая диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента). Для диагностического обследования речи и оценки общего психологического развития деток ранешнего возраста специалистами-логопедами и детскими психологами употребляются денверский тест психомоторного развития, шкала психомоторного развития по Гриффитс, шкала ранешнего речевого развития, шкала Бейли и др.

Задержку речевого развития нужно различать от общих нарушений развития (аутизма, элективного мутизма, олигофрении), общего недоразвития речи I-IV уровня.

Коррекционно-развивающая работа при ЗРР

Размер коррекционной помощи детям с задержкой речевого развития зависит от причин, вызвавших отставание становления речевых способностей. Так, при причинах социально-педагогического нрава, сначала, нужна организация подходящей речевой среды, стимуляция речевого развития малыша, верный подбор речевого материала, демонстрация образцов правильной речи, «оречевление» (проговаривание) всех действий малыша.

Если в базе задержки речевого развития лежит нефункциональность мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека), коррекционно-педагогической работе обязано сопутствовать исцеление, назначаемое детским неврологом: прием ноотропных препаратов, массаж, транскраниальная микрополяризация, магнитотерапия, электрорефлексотерапия и др.

Наряду с мед процедурами и семейным воспитанием детям с задержкой речевого развития нужны занятия с логопедом и детским психологом по развитию речи и познавательных действий. Особенное внимание в ранешном детском возрасте уделяется развитию маленькой моторики, пальчиковым и подвижным играм, продуктивной деятельности (рисованию, лепке, аппликации), дидактическим играм (логопедическое лото, особые речевые игры и упражнения и т. д.), развитию зрительного и слухового внимания, пассивного словаря и активной речи, связной речи.

Прогноз и профилактика

Чем ранее начаты развивающие занятия с ребенком, тем резвее и успешнее будет итог. Обычно при устранении предрасполагающих обстоятельств и хорошо организованной работе уже к старшему дошкольному возрасту детки с задержкой речевого развития догоняют собственных сверстников. Эффективность корректировки зависит не только лишь от роли докторов и преподавателей, да и усилий родителей, соблюдения ими единых речевых требований и советов профессионалов.

Профилактика задержки речевого развития у деток включает создание критерий для подходящего течение беременности, родов и постнатального периода; обеспечение адекватных микросоциальных критерий и речевой среды, окружающей малыша. Нужно, чтоб игрушки, с которыми играет ребенок, носили развивающую направленность, а поступающая информация относилась к зоне животрепещущего и наиблежайшего развития малыша. Для оценки уровня речевого развития в 2–2,5 года целенаправлено посетить логопеда.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»