Вызывающее оппозиционное расстройство
Психические расстройства

Вызывающее оппозиционное расстройство

Вызывающее оппозиционное расстройство – поведенческое нарушение, проявляющееся открытым противоборством, непослушанием в отношении авторитарности окружающих. Главные симптомы (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности): чувственная неуравновешенность, злость, озлобленность, мстительность, пренебрежение правилами поведения, рвение раздражать, задирать, инкриминировать остальных людей. Устойчивая враждебность, негативизм сохраняются минимум в протяжении 6 месяцев. Расстройство диагностируется клиническими, психическими способами. Исцеление основано на домашней и персональной психотерапии.

Оглавление

Общие сведения

Вызывающее оппозиционное расстройство (ВОР) в МКБ-10 отнесено к рубрике «Расстройства поведения». Диагностируется у деток младшего, среднего школьного возраста, отменно различается от аффективных и психотических нарушений. Центральный симптом (один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания) – оппозиция, противоборство взрослым. Беспощадность, насилие, воровство, поджоги, соответствующие для остальных расстройств поведения, отсутствуют. Эпидемиология ВОР составляет от 5 до 20%. Разброс характеристик разъясняется разными диагностическими подходами. До пубертатного периода расстройство преобладает посреди мальчишек, соотношение составляет 3:1. У пациентов с СДВГ оно диагностируется в три раза почаще, чем в общей популяции.

Вызывающее оппозиционное расстройство

Вызывающее оппозиционное расстройство

Предпосылки вызывающего оппозиционного расстройства

Негативизм, упрямство, своеволие, противопоставление себя окружающим – обычное проявление кризисов развития. У малыша 2-3 лет данные черты актуализируют тенденцию к самостоятельности, у малыша 7 лет – право без помощи других созодать выбор, выстраивать дела, у ребенка 13 лет – рвение к эмансипации, отделению от родителей. Фиксация оппозиционных поведенческих тенденций, приводящая к дилеммам социальной адаптации, свидетельствует о развитии вызывающего оппозиционного расстройства. К его причинам относятся:

  • Био причины. Оппозиционно-вызывающее расстройство развивается на фоне дисфункций нейромедиаторов мозга, низкого сердечного ритма, сниженного базального уровня кортизола, завышенной электронной активности кожи, нефункциональности префронтального кортекса, миндалевидного тела. Специфичность данных причин интенсивно изучается.
  • Генетическая расположенность. Четкие механизмы передачи расстройства от родителя к ребенку не установлены. Наследуемым быть может характер, на базе которого формируется высочайшая чувственная восприимчивость, интенсивность аффекта, низкая фрустрационная устойчивость.
  • Семейные отношения. Развитию ВОР содействует твердое, непоследовательное воспитание (целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни), невнимательное отношение к детям. Нередко ребенок перенимает (копирует) упрямство родителей, приемы манипулирования, чувственного давления, пассивно-агрессивные черты нрава.
  • Психические индивидуальности. ВОР возникает при выраженной склонности к самоутверждению, низкой самооценке, чувстве своей несостоятельности. Противопоставляя себя взрослым, ребенок пробует обосновать свою значимость, самостоятельность.

Патогенез

Согласно психодинамическому подходу, вызывающее оппозиционное расстройство является чертой возраста, которому присущ внутренний конфликт (наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия) меж зависимостью и желанием самостоятельности. Упрямство, негативизм рассматриваются как методы разрешения данного противоречия: оппозиционное поведение формально ориентировано на утверждение автономности, но увеличивает родительское внимание. Ребенок снаружи стремится к обособлению, но сохраняет крепкую связь с мамой, папой, преподавателями, провоцируя ссоры, споры, выражая протест. Оппозиционность становится безотчетной защитой от чувства несостоятельности, заниженной самооценки. ВОР реализуется на базе потребности малыша в самоутверждении и чувственной незрелости родителей. Сторонники бихевиоральных теорий говорят, что вызывающее оппозиционное расстройство является условной реакцией на порицание, критику, авторитарность старших. На исходных шагах для ее пуска нужен развернутый стимул (долгие нравоучения, открытая критика), в предстоящем довольно действия слабенького раздражителя (единственного замечания, взора).

Систематизация

Отличительной индивидуальностью вызывающего оппозиционного расстройства является вариабельность сфер проявления. Ребенок частично способен надзирать поведение, выбирать ситуации для демонстрации оппозиционности: дома он упорный, конфликтный, на приеме у доктора – размеренный, податливый. Зависимо от количества сфер, в каких реализуется расстройство, выделяют три степени тяжести:

  • Легкая. Поведение малыша нарушается в одной определенной обстановке. Противоборство, упрямство наблюдаются дома при общении с матерью, отцом, старшими сестрами, братьями.
  • Умеренная. Симптомы (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности) появляются в 2-ух типах ситуаций. Не считая родителей «противниками» стают преподаватели.
  • Томная. Оппозиционно-вызывающие тенденции реализуются в 3-х и наиболее сферах отношений. Ребенок упрям, агрессивен с учителями, родителям, родственниками, сверстниками.

Симптомы (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности) вызывающего оппозиционного расстройства

Симптомы (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности) обнаруживаются с начала школьного обучения, пореже – с 3-4 лет. Соответствующая изюминка – проявление пассивной злости, ее адресность. Ребенок упрямится, отрешается делать просьбы старших, демонстративно дуется, просто начинает спорить, не имея аргументов. В отношениях с папой, мамой доминирует неповиновение. Конфликты появляются на почве требований соблюдения гигиены, бытового самообслуживания, школьной успеваемости. Снаружи это проявляется неопрятностью, несобранностью, неорганизованностью. Пробы родителей скорректировать поведение провоцируют вспышки раздражения, вербальной злости, неразговорчивого протеста. Ребенок отрешается мыться, надевать чистую одежку, причесываться, есть за столом, посещать школу, делать домашние задания. Замечания родителей лишь усиливают оппозиционность.

В споре со старшими ребенок до крайнего отстаивает свою точку зрения, лишаясь принципиальных приемуществ – способности гулять, играться в компьютерные игры, получать сладости. Время от времени эпизоды непокладистости чередуются с абсолютным повиновением. Неустойчивое поведение приводит к потере контроля со стороны деток и родителей, дела стают дисгармоническими, стиль воспитания – искаженным. Эпизоды интенсивного контроля по поддержанию дисциплины, фиктивные наказания, пустые опасности сменяются чрезмерными поощрениями.

Вызывающее оппозиционное расстройство сопровождается трудностями обучения. Понижение успеваемости соединено с недостающим прилежанием, отказом от помощи окружающих. Ум, когнитивные функции развиты нормально. При томных формах расстройства нарушаются дела с одноклассниками. Неизменное противоборство окружающим, рвение спорить, обосновывать свою правоту, инкриминировать в бедах остальных людей препятствуют установлению дружественных отношений. Чувство вины отсутствует. Ребенок не умеет сотрудничать, отрешается помогать остальным детям.

Отягощения

Без специальной корректировки вызывающее оппозиционное расстройство провоцирует дезадаптацию в разных сферах жизни. Отсутствие друзей, доверительных отношений с родителями, продуктивного взаимодействия с преподавателями сформировывает замкнутость, желание уединиться. Итог – наращивается чувство подавленности, одиночества, депрессия, развиваются чувственные нарушения. У подростков оппозиционность закрепляется в чертах нрава – появляются психопатические характерологические черты: озлобленность, злопамятность, завистливость, ипохондричность. Повышен риск алкоголизации, наркомании, девиантного поведения. Низкая учебная успеваемость, трудности во содействии со сверстниками, учителями приводят к безразличию, негативизму к будущей профессии, трудоустройству.

Диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента)

Предки обращаются к докторам, когда негативизм, конфликтность, мнительность появляются часто, учащаются, распространяются на широкий круг ситуаций. К диагностическому процессу подключается педиатр, детский психиатр, мед психолог. Доп обследования проводятся неврологом, эндокринологом, отоларингологом. Результаты разрешают исключить аффективные и поведенческие отличия как симптом (один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания) дисбаланса нервной системы либо гормонального статуса, нарушения слуха. Специфичная диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента) включает:

  • Клиническую беседу. Доктор-психиатр выслушает жалобы родителя, малыша, уточняет данные домашнего анамнеза, расспрашивает о внутрисемейных отношениях, школьной адаптации, успеваемости. Параллельно следит за поведением малыша: по отношению к доктору малыши обычно не проявляют негатива, признаки ВОР обнаруживаются при случайном контакте с родителем.
  • Исследование эмоционально-личностных особенностей. Употребляются методики, выявляющие отличия эмоционально-волевой, личной сфер: опросник Леонгарда-Шмишека, патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), личностный опросник Айзенка. Добавочно используются проективные испытания, дозволяющие найти отрицаемые либо неосознаваемые свойства – озлобленность, упрямство, мстительность. Ребенку предлагаются рисуночные методики (Несуществующее звериное, Дом-дерево-человек), испытания интерпретации ситуаций (Фрустрационный тест Розенцвейга, Рисуночный апперцептивный тест).
  • Исследование внутрисемейных отношений. Для получения более беспристрастной инфы о семейных дилеммах предки и малыши заполняют опросники Анализ семейных отношений, тест-опросник родительского дела (А. Я. Варга, В. В. Столин), методика PARI. Из проективных методик употребляется тест Набросок семьи, Семья за обедом.

Вызывающее оппозиционное расстройство нужно дифференцировать с нормальными проявлениями кризисного периода. Главные моменты – стойкость, регулярность, продолжительность. От остальных поведенческих расстройств ВОР различается отсутствием открытой злости – малыши не стремятся нанести вред, причинить боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение), не занимаются воровством, поджогами, нападениями.

Исцеление вызывающего оппозиционного расстройства

Модификация оппозиционного поведения деток невозможна без конфигурации дела родителей. Потому в процесс исцеления вовлекается вся семья: ребенок, мать, папа, старшие братья, сестры. Техники психотерапевтической работы подбираются спецом персонально с учетом возраста пациента, особенностей отношений снутри семьи. Употребляются последующие способы:

  • Персональная психотерапия. Психоаналитик учит малыша управляться с гневом, ужасом, злостью. Техниками когнитивной терапии (терапия — процесс, для снятия или устранения симптомов и проявлений заболевания) прорабатываются устойчивые нехорошие мысли о отношении родителей, воспитании.
  • Домашняя поведенческая терапия (Терапия от греч. [therapeia] — лечение, оздоровление). Спец вместе с членами семьи разрабатывает действенные методы взаимодействия, методы мирного разрешения конфликтов. В форме игр, тренингов происходит апробирование разных психических приемов.
  • Консультирование родителей. Психолог проводит встречи с обоими родителями, дискуссирует имеющийся метод воспитания, его плюсы, недочеты, показывает на связь поведения родителей с реакциями малыша. Упор делается на то, что в базе расстройства лежит отчуждение малыша, рвение стать самостоятельным, потребность быть возлюбленным.

Прогноз и профилактика

Прогноз вызывающего оппозиционного расстройства определяется своевременностью диагностики и успешностью терапевтических мероприятий. Большая часть случаев имеет подходящий финал: семейные конфликты сглаживаются, ребенок находит другую сферу для самоутверждения. Предупредить поведенческие нарушения можно при помощи выстраивания продуктивных благожелательных отношений. Нужно поощрять малыша за помощь, сотрудничество, уступчивость, показывать чувственную стабильность, самоконтроль, последовательность поступков. Принципиально роль обоих родителей, учителей, родственников.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие статьи

Сейчас читают
Закрыть
Кнопка «Наверх»