Оптическая дисграфия
Оптическая дисграфия – это нарушения на письме, обусловленные несформированностью зрительных, пространственных и моторных действий. Проявляется стойкими подменами схожих по написанию букв, их зеркальным расположением, ошибками в начертании отдельных буквенных частей (пропуски, удвоение). Диагностируется по результатам анализа школьных тетрадей малыша, обследования письменной речи, нейропсихологического тестирования. Работа по корректировки оптической дисграфии включает несколько составляющих: развитие высших зрительных функций, моторной координации, дифференциацию смешиваемых букв.
Оглавление
Общие сведения
Оптическая дисграфия – расстройство письменной речи, обусловленное отсутствием устойчивого зрительного вида буковкы. В общей структуре нарушений письма оптическая дисграфия в чистом виде встречается существенно пореже, чем остальные формы: у 1,3% учащихся младших классов. Ошибки, которые ребенок допускает на письме, не соединены с состоянием устной речи либо познанием правил орфографии, а вызваны недоразвитием оптико-пространственных функций. Тот же механизм лежит в базе зрительных проблем при чтении ‒ оптической дислексии.
Оптическая дисграфия
Предпосылки
Неувязка оптической дисграфии возникает при недостающем развитии зрительно-пространственных ориентировок, моторной координации. Это приводит к затруднению усвоения ребенком зрительного и графического вида буковкы, усложняет исходный шаг обучения письму. Предпосылками дефицитарности зрительных представлений выступают причины, приводящие к малой мозговой нефункциональности:
- отягощенный антенатальный анамнез: внутриутробная гипоксия, действие на плод хим веществ (никотина, алкоголя, фармацевтических и наркотических веществ), резус-конфликт, анемия и токсикозы беременной;
- перинатальные причины риска: досрочные роды, кесарево сечение, внутричерепные родовые травмы;
- постнатальные поражения: нейроинфекции, дистрофии, ЧМТ, интоксикации.
Перечисленные вредности оказывают повреждающее воздействие на мозговые центры, обеспечивающие зрительную координацию процесса письма. Не считая органических обстоятельств в периоде ранешнего юношества существенное воздействие на развитие малыша оказывают социальные причины. Для следующего формирования оптической дисфграфии более значимы педагогическая запущенность, недоразвитие маленькой моторики, неблагоприятный локальный климат в семье, госпитализм. Зеркальное письмо нередко встречается у левшей.
Патогенез
Исследователи, специализирующиеся исследованием оптической дисграфии, связывают ее механизм с неспособностью мозга стремительно и буквально переработать поступающую визуальную информацию. В ряде научных наблюдений экспериментально доказана дефицитность зрительного восприятия и контроля, рассогласованность зрительно-моторной координации.
Ведущим патогенетическим звеном в случае оптической дисграфии выступает неполноценность функционирования речезрительного анализатора, из-за которой мучаются зрительные дифференцировки. Выявляются нарушения в таламусе, действующие на скорость и свойство обработки графических знаков. В таковых критериях затрудняется формирование зрительно-кинетической схемы буковкы и целостного вида слова.
Систематизация
В структуре оптической дисграфии выделяют три подвида, разных по механизму и типу допускаемых ошибок. Они могут встречаться как независимо друг от друга, так и сочетаться меж собой либо с иными формами дисграфии:
- литеральная дисграфия – неверное начертание изолированной буковкы;
- вербальная дисграфия – подмены и смешение оптически схожих букв в составе слова;
- зеркальное письмо – написание слов слева вправо, «отраженное» (повернутое в обратную строну) изображение букв.
Ряд авторов-исследователей в области современной логопедии одним из видов оптической дисграфии считают моторную (кинетическую) дисграфию. Она является следствием неподготовленности руки к письму: скованности, неловкости, невозможности выполнения дифференцированных движений. Это ведет к искажению моторной схемы буковкы.
Симптомы (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности) оптической дисграфии
Предпосылки для следующего нарушения письма можно увидеть еще в дошкольном возрасте. В процессе рисования малыши плохо ориентируются на листе бумаги, изображают непропорциональные по масштабу детали. Для их свойственна нехорошая зрительная память, неразвитость маленькой моторики, некорректность представлений о цвете и форме предметов. Детки могут путать вилку и ложку, фломастер и карандаш, правую и левую руку.
В процессе овладения письмом в исходной школе у малышей выявляются очень специфичные ошибки, связанные с трудностями усвоения графических знаков. Для оптической дисграфии типичны зрительные, моторные, зрительно-пространственные, зрительно-моторные ошибки:
- подмены оптически схожих букв, различающихся надстрочно и подстрочно расположенными элементами (друг – вруг, опушка-опишка);
- подмены букв, состоящих из схожих, но разных по количеству частей (молоко – момоко);
- пропуски частей при соединении букв в слово либо дописывание излишних частей;
- написание букв в зеркальном отображении (с, э, е);
- неверное размещение частей букв (т – пп, х–сс);
- различная величина букв (микрография и макрография), смешение строчных и больших букв;
- несоблюдение полосы строчки, наклона букв, интервала меж словами (очень огромное либо малюсенькое расстояние).
У малыша с оптической дислексией мучается навык чтения. Отмечается неверное опознавание букв, чтение справа влево, пропуски слов, чтение лишь одной половины слова либо фразы.
Отягощения
Основное следствие хоть какой дисграфии, в том числе оптической – это школьная неуспеваемость. К ребенку приклеивается ярлычек «отстающего» по русскому языку и литературе. Мотивация к обучению понижается, любой потрясающий урок и домашнее задание вызывает стресс (неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз). Закрепляется нежелание посещать в школу, формируются невротические реакции, замкнутость, злость. Могут возникать конфликты с преподавателями.
Диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента)
Диагностику оптической дисграфии проводит школьный логопед. Лучше, чтоб спец владел способностями нейропсихологического обследования. На первом шаге производится анализ письменных работ учащихся с целью выявления обычных дисграфических ошибок. Предстоящий метод подразумевает:
- Исследование неречевых функций. При оптической дисграфии нужна оценка зрительных функций, зрительно-пространственного гнозиса, моторной координации. Ребенку предлагается, как можно наиболее буквально воспроизвести набросок по эталону, дорисовать недостающие части целого, опознать «зашумленные» рисунки, отыскать тень предмета. Изучается кинестетический и динамический праксис, конструктивная деятельность.
- Исследование письма. Включает задания на списывание печатных и рукописных букв, слогов, предложений, текста. В рамках диагностики проводятся слуховые диктанты, изложения, анализируется самостоятельное письмо учащегося.
- Исследование навыка чтения. Ребенку предлагается прочитать текст вслух, ответить на поставленные логопедом вопросцы, пересказать. На данном шаге уделяется внимание способу, беглости, корректности чтения, осознанию прочитанного.
Все предъявляемые испытания при оптической дисграфии обнаруживают слабенькую зрительную и кинестетическую память, нехорошую пространственную ориентировку, инертность моторного стереотипа. Дифференциальная диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента) осуществляется с иными видами дисграфии: акустической, артикуляторно-акустической, аграмматической, на почве нарушения аналитико-синтетической языковой деятельности, дизорфографией
Корректировка оптической дисграфии
Логопедические занятия по преодолению оптической формы дисграфии носят мультимодальную направленность. При всем этом очень принципиально взаимодействие логопеда, преподавателя исходной школы и родителей. Коррекционная работа включает последующие направления:
- Развитие зрительных функций (гностических, мнестических). Проводится работа над расширением размера зрительной памяти, уточнением цветов и формы предмета. Малыша учат узнавать предметы по контуру, выделять наложенные друг на друга изображения. В предстоящем упор сдвигается на узнавание и дифференциацию схожих букв, соотнесение вида буковкы с предметами.
- Формирование пространственных представлений. У малышей с оптической дисграфией нужно развивать пространственную ориентацию в окружающей среде, на своем теле, на тетрадном листе. В рамках данного направления работают над дифференциацией понятий «слева-справа», «вверху-внизу», «спереди-сзади». Анализируют обоюдное размещение предметов, букв, цифр.
- Развитие графомотрных способностей. На исходном шаге делают упражнения пальчиковой гимнастики, самомассаж и массаж кистей, ладоней, суджок-терапию. Для подготовки кисти к письму полезны игры с внедрением маленьких предметов, лепка, штриховка, обводка по контуру и трафарету, собирание мозаики и конструкторов. Потом перебегают к графическим диктантам, отработке написания частей букв.
- Формирование буквенного гнозиса. В рамках этого направления решается задачка дифференциации букв, имеющих сходство по оптическим и кинетическим признакам. Учащиеся упражняются в конструировании букв, складывании букв из отдельных частей, их узнавании на ощупь и пр. Доказанной эффективностью владеет корректурная проба Бурдона.
На заключительном шаге закрепляют связи меж звуком и его графическим эмблемой. Для тренировки употребляют разные письменные упражнения. Целенаправлено приучивать малыша к письму с проговариванием поначалу вслух, потом «про себя».
Прогноз и профилактика
Эффективность устранения оптической дисграфии зависит от комплексности подхода, учета всех устройств нарушения. При верно выстроенной логопедической работе ко времени перехода малыша из исходного звена в среднее ошибки исчезают либо их количество приметно сокращается.
Профилактика оптической дисграфии обязана начинаться за длительное время до начала школьного обучения. Она заключается в развитии у дошкольников зрительного восприятия, пространственных ориентировок, моторных способностей. Для выявления малышей, входящих в группу риска по формированию оптической дисграфии, перед поступлением в школу нужна консультация логопеда.