ОНР 4 уровня
Общее недоразвитие речи 4 уровня – это незначимая, остаточная несформированность фонетико-фонематических и лексико-грамматических действий. Все пробелы в развитии языковых компонент выражены в нерезкой форме: мучается правильное проигрывание слогового вида сложных слов, артикуляция звуков, фонематическое восприятие, словоизменение и словообразование, связная речь. Выявить данную степень ОНР можно только в процессе углубленного логопедического обследования. Задачки коррекционного обучения включают улучшение всех сторон речи с целью подготовки малыша к удачному обучению в школе.
Оглавление
Общие сведения
ОНР 4 уровня – относительно легкая степень языковой дефицитности. 4-ый уровень был тщательно охарактеризован в 2001 г. доктором, д.п.н., логопедом-дефектологом Т.Б. Филичевой в дополнение к ранее описанным трем уровням речевого развития. Выделение данной группы ОНР обосновано долголетними наблюдениями создателя за детками с нарушениями речи, имеющими недостаточную готовность к усвоению программки по чтению и письму. На момент поступления в школу у их остаются пробелы в формировании всех средств языка, что просит доборной логопедической корректировки. 4-ый уровень ОНР обычно диагностируется у деток 5,5-6 лет.
ОНР 4 уровня
Предпосылки
Нерезко выраженные, остаточные признаки речевой дефицитности появляются как вследствие органических (био), так и социально-педагогических (средовых) обстоятельств. Эти причины могут повлиять изолированно либо в совокупы вместе. Био предпосылки включают индивидуальности развития ЦНС (центральная нервная система, головной мозг) и речевых органов, наследственность, состояния общего здоровья; социально-педагогические – речевое свита, воспитание (целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни) в семье.
- Органические причины. В перинатальном анамнезе деток с 4-м уровнем речевого развития имеют пространство нарушения ЦНС (центральная нервная система, головной мозг), вызванные гестозами, фетоплацентарной дефицитностью, внутриутробными инфекциями и интоксикациями, отягощениями родов. В ранешном детстве часто появляются нейроинфекции, черепно-мозговые травмы. О нарушении речевого развития может говорить позже возникновение доречевых реакций (гуления, лепета), первых слов и фразовой речи. Такие малыши могут иметь разные «речевые диагнозы (заключение о сущности болезни и состоянии пациента, выраженное в принятой медицинской терминологии)»: ЗРР, стертая дизартрия, открытая ринолалия, заикание.
- Средовые причины. Речевое недоразвитие отмечается у деток, возрастающих в критериях чувственной отверженности и социальной депривации. Недочет общения, госпитализм, билингвизм, педагогическая запущенность обусловливают отставание в развитии всех компонент речи. В неких вариантах (к примеру, при двуязычии) у малыша может первично диагностироваться ОНР 4 уровня, так как в таковых критериях нарушается нормативное усвоение системы родного языка. Но почаще 4-ый уровень является следствием перехода с наиболее низкого, 3-го уровня языкового развития в итоге логопедических занятий по корректировки ОНР.
Патогенез
Для обычного становления речи малыша нужны последующие условия: отсутствие патологии ЦНС (центральная нервная система, головной мозг), органов слуха и речи; нахождение посреди говорящих людей; сформированность механизма подражания. Сначала ребенок слышит и научается осознавать речь окружающих, потом, по мере заслуги речевыми центрами определенного уровня зрелости, на базе подражания он начинает повторять слова вослед за взрослыми. Равномерно, в итоге неоднократных занятий речевые способности улучшаются, и ребенок завладевает речью. К 5 годам стопроцентно усваивается фонетическая, а к 6 годам — лексико-грамматическая база речи.
При нарушении 1-го либо нескольких критерий обычный речевой онтогенез протекает с теми либо другими (темповыми, количественными, высококачественными) отклонениями в формировании лексики и грамматики, звукоразличения и звуковоспроизведения, связного выражения. При томных повреждениях мозга, невозможности либо низкой степени самостоятельной речевой продукции возникает ОНР 1 либо ОНР 2 уровня. Если неблагоприятное воздействие био и соц обстоятельств выражено некординально либо уже возмещено предыдущей логопедической корректировкой, то и признаки общего недоразвития речи также появляются в негрубой форме. В этом случае молвят о ОНР 3 либо 4 уровня.
Симптомы (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности) ОНР 4 уровня
В целом устная речь близка к норме, отличия в сформированности языковых компонент незначимые. На 1-ый план может выходить смазанность, невыразительность речи, обусловленные нечеткой артикуляцией либо иннервационной дефицитностью. При наиболее детализированном и кропотливом обследовании выявляются остаточные признаки общего речевого неблагополучия. Так, при звукопроизношении почаще всего мучается дифференциация вибрантов, шипящих, аффрикат (Р-Р’, Ч-Щ, Ш-Щ, Ц-С). Отсутствие и грубое искажение фонем нехарактерно. Нарушения слоговой последовательности касаются слов со сложной звуконаполняемостью: могут наблюдаться пропуски, повторы, перестановки, сокращения звуков и слогов. Все это свидетельствует о фонетико-фонематическом недоразвитии.
Признаками несовершенства лексических средств языка служат неточно осознание значения малознакомых слов, не входящих в обиходный словарь («кактус», «пограничник», «ступня»), смешение неких понятий («высочайший» — «длиннющий», «овальный» — «круглый», «нарисовать» — «раскрасить»). Малыши некорректно трактуют пословицы и фразеологизмы, подбирают синонимы и антонимы. Остаются ошибки в образовании слов при помощи уменьшительно-ласкательных либо увеличительных суффиксов, притяжательных и относительных прилагательных, приставочных глаголов и др.
В грамматическом плане обнаруживаются нарушения согласования существительных с числительными и прилагательными, неверное образование множественного числа, некорректное употребление сложных предлогов. Лексико-грамматические ошибки неизменны: если ребенку предложить избрать меж верным и неправильным ответом, то выбор делается в пользу правильного варианта. При рассказе и пересказе текста малыши с ОНР 4 уровня обычно нарушают последовательность повествования, затрудняются в выделении головного и второстепенного в сюжете, пару раз повторяют отдельные эпизоды.
Отягощения
Основная опасность ОНР хоть какой степени, даже легкой – это трудности в овладении ребенком чтением и письмом. Следствием этого стают специальные расстройства школьных способностей: нарушения письма (дисграфия, дизорфография) и чтения (дислексия), учебная неуспеваемость по родному языку. Своеобразию речевого развития нередко сопутствует недостаток внимания, нарушение памяти, понижение познавательной активности. Если преподаватели не соображают настоящих обстоятельств неуспеваемости, на ребенке ставится печать «двоечника», «второгодника», «лузера». Речевые препядствия тормозят умственное развитие деток, заносят дисгармонию в психологическую сферу, сформировывают невротические черты личности, речевой негативизм, потому требуют своевременного решения.
Диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента)
Схема обследования малыша с ОНР 4 уровня в целом не различается от такой при остальных уровнях недоразвития речи. С учетом возраста малыша и его речевых способностей может различаться предъявляемый материал (по размеру, теме, трудности). Программка логопедической диагностики складывается из анализа анамнестических данных, результатов обследования устной (у дошкольников) и письменной (у школьников) речи. При сборе сведений учитываются условия течения беременности и родов у мамы, преждевременное развитие малыша, заключения педиатра, детского психолога и детского невролога, специалиста-логопеда (при ранее проводимой корректировки). В речевой карте малыша с ОНР должны быть отражены данные обследования последующих компонент:
- Владение связной речью. Проверяется способность малыша к пересказу, составлению рассказа на заданную тему, по картинке либо серии иллюстраций. Оценивается умение планировать выражение, воспользоваться различными типами предложений, буквально передавать сюжет, давать развернутые ответы на вопросцы.
- Лексический припас. Предъявляются задания на обобщение, категоризацию предметов по признаку, подбор слов-антонимов и синонимов, разъяснение переносного значения слова либо фразы. Для выявления лексических пробелов рекомендуется применять материал, изредка употребляемый в речевой практике.
- Сформированность грамматических способностей. Изучается осознание предлогов, умение изменять слова по числам и падежам, создавать слова суффиксальным и приставочным методом, согласовывать существительные с прилагательными и числительными.
- Состояние фонетических и фонематических функций. Для анализа данной стороны речи проводится обследование артикуляционной моторики, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического слуха. Важный шаг — оценка способностей звукового анализа и синтеза как базы удачного освоения грамоты.
Обследование письменной речи осуществляется у младших школьников, начиная со 2-го класса. При анализе письменных работ и способностей чтения выясняются обычные ошибки, делается вывод о их связи с общим речевым недоразвитием, устанавливается вид дисграфии и дислексии. 4-й уровень ОНР дифференцируют с ФФН, ОНР 3 уровня, тугоухостью у малыша, ЗПР.
Корректировка ОНР 4 уровня
Главной целью коррекционной работы является устранение пробелов в формировании языковых функций и подготовка малыша к школьному обучению. Малыши с четвертым уровнем речевого развития с 6 лет поступают в логопедическую работу, где с ними проводятся периодические логопедические занятия по последующим фронтам:
- Улучшение произносительных способностей и фонематических действий. Первоочередной задачей является развитие слуховых дифференцировок фонем и их произношения с опорой на артикуляционные и акустические признаки. Отрабатывается правильное проигрывание многосложных слов и слов со стечением согласных. Ведется работа над звуко-буквенным анализом. В качестве вспомогательных способов употребляется артикуляционная гимнастика и логопедический массаж.
- Расширение словарного припаса. Предполагает не только лишь наращивание бытового словаря, да и уточнение значений новейших слов. Параллельно ведется обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками) словообразованию при помощи суффиксов и приставок, подбору синонимов, омонимов, антонимов, схожих слов. Ребенку объясняют переносное значение слов и оборотов речи.
- Формирование грамматического строя языка. Закрепляются способности конфигурации слов по падежам, числам и родам. При помощи правильного интонирования малыши обучаются различать повествовательные и вопросительные предложения. Отрабатываются умения задавать вопросцы и отвечать на их полным предложением. Изучаются предлоги, передающие пространственные и временные дела.
- Обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками) связной речи. Деток учят строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения и применять их в устной речи. При работе над связным рассказыванием предъявляются требования к раскрытию темы, соблюдению последовательности повествования, использованию прямой речи и выразительных средств. Способности закрепляются в разных коммуникативных ситуациях.
- Овладение элементами чтения и письма. С целью закрепления обретенных речевых умений деток с ОНР 4 уровня начинают учить основам грамоты. Осуществляется подготовка руки к письму. Деток знакомят с знаками алфавита, учат ложить слова из букв разрезной азбуки. Проводится анализ предложений с внедрением графических схем.
Прогноз и профилактика
Речевой прогноз при ОНР 4 уровня подходящий. Опосля окончания курса коррекционного обучения малыши догоняют сверстников, идут в массовую школу и удачно усваивают программку по родной речи. Во избежание учебных проблем в исходных классах такие ученики должны находиться на учете у школьного логопеда. Игнорирование речевых заморочек чревато нарушениями письменной речи. Профилактическая работа заключается в разработке критерий для подходящего физического и психологического развития малыша. Залогом удачной корректировки речевых заморочек является их преждевременное выявление и незамедлительное начало логотерапии.