ОНР 2 уровня
Нарушения речи

ОНР 2 уровня

Общее недоразвитие речи 2 уровня – это грубая форма нарушения речи у деток, для которой свойственны низкие способности самостоятельной речевой продукции. Ребенок изъясняется обычный фразой, но допускает огромное количество вербальных ошибок, аграмматизмов. Словарный припас беден, не сформированы способности словоизменения и словообразования, тяжело нарушены звукопроизношение и фонематические операции. Степень ОНР определяется при помощи психолого-логопедического обследования. Главные ценности коррекционной работы: улучшение восприятия речи, расширение лексики, формирование всераспространенной фразы, развитие грамматических языковых способностей.

Оглавление

Общие сведения

Учение о уровнях речи у деток с логопатологией было выдвинуто в 50-60 г.г. прошедшего столетия доктором логопедии Р. Е. Левиной. Она выделила три уровня речевого недоразвития: 1– безречье, 2 – возникновение общеупотребительной речи, 3 – развернутая фразовая речь с лексико-грамматическими (ЛГ) и фонетико-фонематическими (ФФ) ошибками. Т.о., 2-ой уровень речевого развития различается наиболее высочайшими языковыми возможностями по сопоставлению с ОНР 1 уровня. Но низкая степень владения речевыми средствами (грамматическими, лексическими, фонетическими, фонематическими) просит их предстоящего развития способами специального коррекционного обучения. Позже к данной для нас систематизации был добавлен 4-ый уровень речевого развития, характеризующийся остаточными признаками ФФ и ЛГ недоразвития.

ОНР 2 уровня

ОНР 2 уровня

Предпосылки ОНР 2 уровня

Грубые недостатки речи имеют полиэтиологическую природу. Главную роль в их появлении играют био причины: отягощения беременности (гестозы, иммунологический конфликт (наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия), внутриутробная гипоксия), последствия томных родов (асфиксия новорожденного, родовые травмы), заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности) ранешнего юношества (инфекции (Термин означает различные виды взаимодействия чужеродных микроорганизмов с организмом человека), протекающие с нейротоксикозом, ЧМТ). Малыши с ОНР 2 уровня нередко наблюдаются у невролога по поводу перинатальной энцефалопатии, в возрасте 2-3-х лет им выставляется задержка речевого развития. Логопедическое заключение может звучать как алалия, дизартрия, афазия, ринолалия.

В неких вариантах томные речевые задачи не соединены с ранешным органическим поражением ЦНС (центральная нервная система, головной мозг). У данной для нас группы плохо говорящих деток могут обнаруживаться недочеты воспитания (недостаток общения, педагогическая запущенность), наследная расположенность к позднему появлению речи, синдром (совокупность симптомов с общим патогенезом) госпитализма и остальные биосоциальные предпосылки. Нередко ОНР становится следствием комплекса разных причин, когда имеют пространство и церебральные нарушения, и неблагоприятные условия развития малыша.

Патогенез

При ОНР 2 уровня отмечается низкая степень сформированности всех подсистем языка. На лексическом плане выявляется недостающая словарная база, что обусловливает трудности выражения мыслей, выстраивания синтаксической структуры предложений и грамотного изложения. Фонетико-фонематическое недоразвитие выражается искажением звуко-слоговой схемы слов, неготовностью дошкольника к звуковому анализу и синтезу. Определенные механизмы речевого недоразвития зависят от этиологических причин. Так, при перинатальных органических поражениях мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) речевой недостаток быть может связан с недопониманием речи либо невыполнимостью ее моторной реализации. В случае пороков развития периферических органов речи первично нарушается собственная речевая активность, вторично – фонематические процессы.

Симптомы (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности) ОНР 2 уровня

Речь развивается с запозданием, 1-ые самостоятельные фразы возникают к 3-4 годам либо позже. Предложения недлинные, обыкновенные, состоят из 2-3 слов, почаще обозначающих обиходные предметы и деяния. Союзы, предлоги, прилагательные при построении выражения употребляются изредка. Вместе с фразой ребенок продолжает воспользоваться жестами и бесформенными словами. Значительно улучшается осознание речи. Словарь становится наиболее различным, но как и раньше отстает от возрастной нормы. При ОНР 2-го уровня детки не знают заглавий частей тела, цветов, деталей предметов, обобщающих понятий. Навык словообразования и словоизменения не сформирован, падежные формы употребляются некорректно, отсутствует согласованность членов предложения, не дифференцируется единственное и множественное число.

Нарушен слоговой образ слова: наблюдается перестановка и сокращение слогов, элизии согласных при их стечении. Дефицитность фонематического восприятия проявляется неспособностью малыша выделить подходящий звук и найти его позицию в слове, подобрать слово с данным звуком. В спонтанной речи имеются бессчетные звукопроизносительные недостатки: смешения, преломления фонем, подмены согласных (аффрикат, мягеньких/жестких, глухих/гулких, шипящих/свистящих). Изолированный звук при всем этом может произноситься нормативно. Таковым образом, при 2-ой степени ОНР применяемые речевые средства остаются существенно искаженными.

Малыши с речевым недоразвитием, обычно, имеют некие отличия в моторной и психологической сферах. У их нередко выявляется несформированный пальцевый праксис, неуклюжесть движений, нехорошая регулирование. Вероятны нарушения речевой моторики вследствие недифференцированности артикуляционных поз и конфигураций тонуса мускулатуры органов речи. Индивидуальности протекания психологических действий заключаются в понижении слухо-речевой памяти, беспомощности внимания, недостающем развитии вербально-логического мышления. Из-за этого детки без охоты вовлекаются в игровую и учебную деятельность, нередко отвлекаются, стремительно утомляются, делают массу ошибок при выполнении различного рода заданий.

Отягощения

Без целенаправленного обучения детки с ОНР 2 уровня испытывают выраженные трудности в освоении школьной программки. На фоне недоразвития языковых компонент формируются специальные расстройства школьных способностей — аграмматическая дисграфия и дислексия. Вследствие отвратительного владения фразовой речью ребенок не может всеполноценно разговаривать со сверстниками и утвердиться в детском коллективе. Малыши с ограниченной речевой активностью понимают и тяжело переживают собственный недостаток, что плохо отражается на их личностном и психологическом развитии. Невзирая на первичную сохранность ума, при отсутствии своевременной корректировки ОНР может появиться пограничная умственная дефицитность.

Диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента)

Логопедическое обследование включает исследование мед анамнеза, оценку состояния всех компонент устной речи. На первой встрече с ребенком и родителями логопеду нужно узнать возможные предпосылки речевого недоразвития, степень осознания и владения ребенком речью, индивидуальности моторного и психологического развития. Диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента) устной речи включает исследование уровня сформированности:

  • Связной речи. Малыша требуют пересказать прослушанный текст, составить рассказ по приятным пособиям, ответить на вопросцы. При всем этом выявляются семантические и синтаксические ошибки, неверный порядок и связь слов в предложении, нарушение логики и последовательности изложения. Даже при помощи наводящих вопросцев, подсказок логопеда ребенок не способен буквально передать содержание рассказа.
  • Лексико- грамматических действий. При выполнении заданий приметны трудности в подборе подходящих слов, неведение геометрических формы, цветов, обобщающих категорий, синонимов и антонимов. Одним и этим же бесформенным словом ребенок может обозначать целый ряд предметов, близких по предназначению либо функции. Фраза строится аграмматично, с нарушениями согласования, неверным конфигурацией слов по числам и падежам.
  • Слоговой структуры и фонетико-фонематических действий. Сложные по звуконаполняемости и слоговому составу слова произносятся искаженно. Количество слогов сокращается до 2-3. Выражения практически непонятны из-за множественных изъянов звукопроизношения. У деток с ОНР 2 уровня быть может нарушено до 15-20 звуков фактически всех групп. Задания на звуковой анализ и синтез ребенку недосягаемы.

2-ой уровень развития речи дифференцируют с иными степенями речевой дефицитности (ОНР 1 и ОНР 3 уровня), также тугоухостью, системным недоразвитием речи при ЗПР и олигофрении. При проведении диагностики принципиально осознать, какая конкретно речевая патология лежит в базе ОНР – от этого будут зависеть формы и приемы коррекционного процесса.

Корректировка ОНР 2 уровня

Логопедическая работа обязана строиться в тесноватом контакте с мед спецами: педиатром, детским неврологом, челюстно-лицевым доктором, реабилитологом. В связи с главным неврологическим (относящимся к болезням центральной нервной системы) нарушением ребенок должен получать курсы медикаментозной терапии (терапия — процесс, для снятия или устранения симптомов и проявлений заболевания), целебного массажа, физиотерапии. При открытой ринолалии производится хирургическая корректировка деформаций лица («волчьей пасти», «заячьей губки»). С 3-4 летнего возраста детки зачисляются в логопедическую группу ДОУ на 3 года обучения. За этот период времени речь малыша обязана стать грамматически и фонетически правильной и приблизиться к возрастной норме. Содержание работы включает:

  • Активизацию и наращивания словаря. В согласовании с программкой изучаются лексические темы, проводятся предметные и ролевые игры, ставятся инсценировки. Малыша учат именовать предметы, признаки и деяния, осознавать обобщающие слова, пространственные отношения меж предметами.
  • Развитие лексико-грамматических средств. В рамках направления ведется работа по выработке способностей словообразования, словоизменения, усвоению таковых грамматических категорий, как число, падеж, род. К концу обучения ребенок должен безошибочно употреблять порядковые числительные, слова в родительном, дательном и творительном падежах, грамматически верно отвечать на вопросцы «куда?», «где?», «чей?», «сколько?» и др.
  • Формирование фразовой и связной речи. Закрепляются способности построения обычных предложений, формируются умения составления маленьких рассказов. С ребенком разучиваются потешки и двустишья. Его учат правильно и много отвечать на поставленные вопросцы и без помощи других их формулировать.
  • Улучшение произносительных умений. На исходном шаге осуществляется работа над различением неречевых и речевых звуков, развитием артикуляции. При дизартрии, ринолалии показан логопедический массаж. Опосля уточнения корректности произношения сохранных фонем начинается работа над постановкой звуков в той последовательности, в какой они возникают в онтогенезе. Автоматизация и дифференциация проводится по принятым правилам.

Прогноз и профилактика

Почти всегда речевой прогноз при ОНР 2 уровня подходящий. В процессе коррекционного обучения происходит постепенное расширение вербальной активности и увеличение уровня развития речи. При переходе в исходную школу детки должны продолжать заниматься на школьном логопункте, т. к. они составляют группу риска по формированию нарушений письма и чтения. Первичная профилактика ОНР заключается в предупреждении ранешних повреждений речевых центров и органов, приводящих к тяжеленной логопатологии. С целью предотвращения учебных проблем и отставания в когнитивном развитии нужно своевременное выявление томных речевых изъянов и их корректировка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»