Моторная алалия
Моторная алалия – это первичная несформированность экспрессивной речи, вызванная поражением мозговых центров во внутриутробном либо доречевом периоде. Характеризуется отсутствием либо дефицитарностью устного выражения. Из неречевых симптомов типичны неразвитость моторики, заторможенность (пореже – гиперактивность), нарушения ВПФ. Ум, физический слух, строение периферических речевых органов и осознание речи не нарушены. Обследование включает сбор анамнеза, исследование праксиса и артикуляционной моторики, речевого статуса. Логопедическая корректировка ведется поэтапно: пуск речи, наращивание словаря, формирование связного выражения и грамматики, усовершенствование звуко-слоговой структуры.
Оглавление
Общие сведения
Моторная алалия – нейропсихологический синдром (совокупность симптомов с общим патогенезом), при котором нарушаются процессы производства речевого выражения. В МКБ-10 ему соответствует «расстройство экспрессивной речи». Нарушение встречается с частотой 2,7 варианта на 1000 малышей до 7 лет; большая часть моторных алаликов составляют мальчишки. Алалия может проявляться разными уровнями общего недоразвития речи: от полного отсутствия вербальной коммуникации до незначимых фонетических и грамматических погрешностей.
Синдром (совокупность симптомов с общим патогенезом) может протекать в изолированной моторной форме, но часто, при диффузном поражении речевых центров, возникает сенсомоторный (либо мотосенсорный – зависимо от преобладающего компонента) вариант. Беря во внимание полисиндромный нрав алалии, ее исследование ведется в разных качествах: исходя из убеждений практической логопедии, патопсихологии, неврологии, лингвистики.
Моторная алалия
Предпосылки
Происхождение патологии соединено с очаговыми экзогенно-органическими повреждениями мозга, а конкретно – моторных центров речи, расположенных в задней трети нижней лобной извилины и постцентральных отделах коры доминантного полушария. На ранешних шагах онтогенеза формирующиеся мозговые структуры очень уязвимы к разным действиям, потому их повреждение сопровождается нарушением речевых и неречевых действий. С учетом срока воздействия повреждающего фактора различают:
- Пренатальные вредности. Это группа физических, био, хим, метаболических причин, воздействующих на ЦНС (центральная нервная система, головной мозг) плода. К ним относятся вирусные инфекции (Термин означает различные виды взаимодействия чужеродных микроорганизмов с организмом человека) беременной, вызывающие церебральные нарушения у малыша (краснуха, токсоплазмоз, цитомегалия и пр.), эндокринные заболевания мамы (диабет), томные токсикозы беременности, гипоксия плода, иммунологический конфликт (наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия) по Rh-фактору. Неблагоприятно на следующем речевом развитии малыша могут сказаться физические и психологические травмы беременной, бесконтрольный прием дамой фармацевтических препаратов, курение и употребление алкоголя, действие радиации и пр.
- Интранатальные предпосылки. Действуют в течение всего периода родов. Посреди их более небезопасны внутричерепные родовые травмы и асфиксия новорожденного, приводящие к поражению центров моторной реализации речи и смерти нейронов. Мелкоточечные кровоизлияния в лобные толики могут вызывать быстрые роды, медикаментозная стимуляция, родоразрешение при помощи акушерских щипцов. Предпосылкой кислородного голодания плода в родах почаще всего становится раннее излитие вод, обвитие пуповиной, кесарево сечение.
- Ранешние постнатальные патологии. В числе их — перенесенные в возрасте до 1-го года ЧМТ, менингиты и энцефалиты, опухоли (Опухоль (син. новообразование, неоплазия, неоплазма) — патологический процесс, представленный новообразованной тканью) с локализацией в зоне Брока, соматические заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности) (рахит, гипотрофия), нередкие заразные заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности), вызывающие истощение ЦНС (центральная нервная система, головной мозг). Свою лепту в этиологию алалии заносят социально-психологические условия, в каких находится ребенок: недочет вербального общения, чувственная депривация, госпитализм.
Тяжесть алалии впрямую коррелирует с течением времени повреждения мозга: более грубые речевые нарушения появляются при воздействии вредных причин в I триместре гестации, наименее выраженные и избирательные – опосля рождения. Роль домашнего анамнеза в этиологии алалии спорна и поддерживается не всеми логопедами. Почти всегда при внимательном исследовании истории развития малыша можно проследить действие не 1-го, а целой группы патологических причин.
Патогенез
Осознание устройств моторной алалии разносторонне у разных исследователей. Все имеющиеся теории делятся на психофизиологические, психические и психолингвистические.
- Сторонники психофизиологической (сенсомоторной) концепции разъясняют речевую дефицитность несформированностью моторного звена речи. Ведущим недостатком они именуют нарушение двигательной программки реализации речевого выражения — кинестетическую либо кинетическую апраксию.
- Психическая теория первоосновой считает недоразвитие неречевых действий: внимания, памяти, восприятия, из-за что возникает диссоциация меж отдельными шагами речевой деятельности ‒ при переходе от программирования выражения к его моторной реализации.
- Более обоснованной с позиций нынешних представлений считается психолингвистический подход и входящие в него языковые концепции. Согласно им, базу патогенеза алалии составляет неразвитость операций внутреннего планирования, выбора фонетических и лексико-грамматических средств, речевого дизайна выражения.
Систематизация
Разные нюансы исследования моторной алалии, как системного нарушения речи, отыскали отражение в ее классификациях. В базу клинического подхода к классификации положен топический нюанс – локализация поражения мозга. С учетом этого аспекта выделяют два вида экспрессивной алалии:
- Моторная афферентная. Возникает при поражении патологическим действием постцентрального участка коры, размещенного в нижне-теменном отделе левого полушария. Эта зона отвечает за кинестетический контроль речевой программки. При ее повреждении наступает афферентная орально-артикуляторная апраксия, при которой ребенок испытывает трудности с нахождением артикуляционных поз, проигрыванием слов и фраз.
- Моторная эфферентная. Обоснована повреждением центра Брока — премоторных участков коры заднелобных отделов мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека). В норме тут осуществляется контроль за переключением артикуляторных актов. При эфферентной форме возникает кинетическая апраксия, проявляющаяся трудностями выполнения серии поочередных речевых движений, искажением слогового состава слова.
Лингвистическая систематизация алалии базируется на выделении ведущего типа нарушения языковой системы – первичного либо вторичного. Согласно ей, встречается четыре формы экспрессивной алалии:
- с ведущим расстройством по типу артикуляторной апраксии;
- с недоразвитием фонематической системы;
- с нарушением фонематического анализа;
- с преобладающим нарушением функции повторения.
Симптомы (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности) моторной алалии
Тяжесть речевого недоразвития может разнообразить от незначимых вербальных проблем до отсутствия разговорной речи. В крайнем случае моторных алаликов время от времени именуют «неговорящими» либо «безречевыми» детками. Нарушения обхватывают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны.
Ранешний шаг развития протекает с бедными речевыми реакциями, время от времени у малыша совершенно отсутствует лепет. 1-ые слова возникают к 3-4 годам либо позже. В процессе коммуникации малыши пользуются звукоподражанием, жестами и простыми лепетными словами. Речь изобилует литеральными парафазиями (звуковыми подменами), элизиями (пропусками фонем), персеверациями (повторением звуков либо слогов), контаминациями (соединением слогов из различных слов).
Активный словарь беден, фразы редуцированы, аграмматичны. В речи преобладают имена существительные, отсутствуют предлоги и союзы, фактически не употребляются глаголы, наречия и прилагательные. Члены предложения не согласуются по числу, падежу, роду и времени. Затруднено повторение отдельных звуков, звуковых цепей, слов и целой фразы по требованию взрослого. Мучаются операции отбора и правильного потребления слов соответственно ситуации. Все это делает речь практически непонятной для окружающих. Осознание обращенной речи в главном сохранено, ребенок может выполнить команду либо аннотацию.
Не считая речевых заморочек, определяется целый ряд нарушений в неврологическом и психическом статусе. Обычно моторные алалики малоактивны, пореже – импульсивны либо уравновешенны. К собственному речевому недочету некритичны. Их различает неуклюжесть и неловкость движений, дискоординация. Грубо нарушена моторика пальцев рук, маленькие четкие деяния трудновыполнимы. В познавательной сфере выявляется инертность мышления, малый размер памяти, расстройства восприятия, неустойчивость внимания. Детки плаксивы, мучаются нередкой сменой настроения, нарушениями сна и аппетита.
Отягощения
Отсутствие экспрессивной речи, ограниченность круга общения, неразвитость ВПФ резко сдерживают настоящее развитие малыша. У неких алаликов выражен речевой негативизм, боязнь вступать в контакт с новенькими людьми, неумение коммуницировать со сверстниками. На фоне несформированности экспрессивной речи может развиваться умственная дефицитность, носящая вторичный нрав. В массовой школе малыши с алалией с трудом осваивают способности письма, на данной для нас почве у их нередко появляются разные формы дисграфии и дислексии. На выходе из моторной алалии может быть возникновение речевых запинок – заикания.
Диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента)
Обследование неговорящих малышей проводится спецами мед звена (педиатром, детским неврологом, детским отоларингологом) и психолого-педагогической службы (логопедом, детским психологом). Цель всеохватывающей диагностики – разграничение алалии и других форм безречья. Диагностическая стратегия включает:
- Мед обследование. При сборе анамнестических данных уточняются индивидуальности протекания беременности и родов у мамы, история ранешнего развития малыша, перенесенные заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности). Физикальный осмотр выявляет моторную апраксию, нарушение координации, асимметрию рефлексов, гипер- либо гипокинезию. Уже на данном шаге могут быть определены предпосылки алалии и намечены нужные инструментальные исследования (ЭЭГ, УЗДС церебральных сосудов, МРТ (Магнитно-резонансная томография — томографический метод исследования внутренних органов и тканей с использованием физического явления ядерного магнитного резонанса) мозга).
- Логопедическая диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента). Подразумевает оценку разных сторон речи и уровня речевого развития. С целью обследования речевого статуса употребляются тестовые задания, дозволяющие судить о объеме словаря, сформированности грамматического строя, слоговой структуры, фонетико-фонематических действий. Непременно исследуется артикуляционный праксис, определяется точность выполнения движений губ и языка, артикуляционных переключений.
- Психодиагностика. В рамках этого блока осуществляется исследование эмоционально-волевой и когнитивной сферы малыша. Диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента) строится в игровой форме, позволяющей провести активное наблюдение и оценить поведение малыша в разных ситуациях. Обычно у детей-алаликов выявляются черты психологического инфантилизма.
Дифференциальная диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента)
Прийти к выводу о наличии у неговорящего малыша моторной алалии можно лишь в процессе динамического наблюдения, при исключении остальных форм психоречевого дизонтогенеза. Алалию дифференцируют с отсутствием речи при олигофрении, ЗРР, аутизме, анартрии, детской афазии, псевдоалалическом синдроме, глухонемоте, мутизме и др.
Корректировка моторной алалии
Лечебно-коррекционный процесс носит разностороннюю направленность. Мед нюанс включает проведение курсов фармакотерапии, физиопроцедур, направленных на компенсацию мозговых нарушений. Психическая помощь заключается в корректировка нарушенных ВПФ, чувственной и поведенческой сферы. Нормально, чтоб педагогическая работа была начата в ранешном возрасте (до 3-4-х лет), проводилась систематически и поэтапно в критериях спец ДОУ. Содержание логопедического действия включает:
- Стимулирование речевой активности. Главные задачки исходного периода – развитие мотивационного компонента, вызов речевых реакций на базе подражания, обогащение словарного припаса. Сразу ведется работа над способностями ведения диалога. Эти задачки решаются при помощи разных игровых ситуаций. Принципиально поощрять всякую речевую активность малыша.
- Формирование фразовой речи. На фоне наращивания словаря и развития диалоговой формы общения появляются предпосылки для возникновения обычного предложения. Равномерно структура фразы усложняется, проводится работа над слоговым составом слова, преодолением речевых аграмматизмов. В качестве упражнений употребляются приемы отраженного повторения, заучивание двустиший, составление предложений по картинам, отгадывание загадок.
- Развитие связной речи. На последующем шаге перебегают к формированию монологической речи, развитию способностей внутреннего программирования и формулирования выражения. Малыша учат пересказу, составлению текстов по серии картинок, сочинению рассказов на заданную тему. Огромное внимание уделяется уточнению грамматических структур, развитию коммуникативных умений.
- Корректировка фонетико-фонематических нарушений. Проводится по обычным логопедическим методикам. При моторной алалии неотклонимым является уточнение произношения всех фонем, включая гласные и звуки ранешнего онтогенеза. В процессе работы требуется неизменная фиксация внимания малыша на положении органов артикуляции и кинестетических чувствах, наиболее долгая и кропотливая автоматизация и дифференциация звуков.
Прогноз и профилактика
Эффективность преодоления моторной алалии зависит от сроков начала занятий, их регулярности, проф компетенций логопеда. В случае учета всех качеств коррекционной работы и ранешнего всеохватывающего действия прогноз для речевого и психологического развития подходящий: малыши догоняют сверстников, могут удачно учиться в обыкновенной школе. При поздней диагностике синдрома и развитии вторичной интеллектуальной отсталости полной компенсации достигнуть не удается.
Профилактика речевой дефицитности включает предупреждение вредных действий на развивающийся плод, родовых травм и ранешних постнатальных повреждений мозга. Удачливость корректировки всех речевых недочетов почти во всем зависит от атмосферы в семье, родительской напористости в достижении положительных результатов.