Миофункциональные нарушения
Нарушения речи

Миофункциональные нарушения

Миофункциональные нарушения – это патологические конфигурации мускул челюстно-лицевой системы, приводящие к нефункциональности дыхания, жевания, глотания, речеобразования. Сопровождаются деформацией лицевого профиля, формированием неверного прикуса и осанки, нарушениями звукопроизношения, патологией ВНЧС. Всеохватывающая диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента) включает стоматологический осмотр (фотофиксацию, снятие слепков, ОПТГ, ТРГ, электромиографию), логопедическое, неврологическое (Неврологические нарушения — это болезни центральной и периферической нервной системы) обследование и др. Для корректировки употребляются вестибулярные пластинки, трейнеры, миогимнастика, массаж.

Оглавление

Общие сведения

Миофункциональные нарушения (МФН) ⎼ разные орофациальные нефункциональности, обусловленные миодинамическим дисбалансом челюстно-лицевых мускул. В истинное время отмечается высочайшая распространенность МФН в детской популяции: в период активного роста малыша они выступают преморбидным фоном для формирования лицевых деформаций, зубочелюстных аномалий и речевых нарушений в 70-80% случаев. Неувязка имеет междисциплинарное значение и животрепещуща для ортодонтии, педиатрии, логопедии, ортопедии.

Миофункциональные нарушения

Миофункциональные нарушения

Предпосылки

Этиологические предпосылки миофункциональных нарушений и их последствия отлично исследованы. Большая часть из этих причин могут быть увидены при наблюдении за ребенком и устранены еще в ранешном возрасте. К развитию орофациальной нефункциональности приводят:

  • Патологические привычки. Ведущая роль в нарушении миодинамического равновесия ЧЛО в ранешном возрасте отводится долговременному сосанию пустышки либо бутылочки (подольше 1,5 лет). У деток дошкольного возраста к вредным миофункциональным привычкам относят сосание пальцев, удержание во рту карандашей и остальных предметов, прикусывание нижней губки либо щеки, межзубное прокладывание языка.

  • Задачи вскармливания. Негативное воздействие на развитие челюстно-лицевого скелета и мускулатуры оказывает позже возникновение в рационе малыша жесткой еды, требующей активного пережевывания. К мышечной нефункциональности также может приводить вялое жевание у соматически ослабленных деток, привычка пережевывать еду на одной стороне либо лишь фронтальными зубами. Долгое кормление деток в большей степени водянистой либо мягенькой протертой едой содействует сохранению инфантильного типа глотания и формированию связанных с ним последствий.

  • Стоматологические препядствия. На состоянии мускулатуры ЧЛО плохо отражается наличие анкилоглоссии (укороченной подъязычной связки), бруксизма, адентии. Нарушению жевания содействует позже прорезывание молочных зубов либо ранешняя их утрата в итоге травм, осложненного кариеса, патологическая стираемость зубов. К томным последствиям в детском возрасте могут приводить переломы челюстей.

  • ЛОР-заболевания. Такие заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности) носоглотки, как ринофарингиты, аденоиды, искривление носовой перегородки содействуют формированию обычного ротового дыхания, ослаблению радиальный мускулы рта, нефункциональности остальных лицевых мускул (жевательной, височной).

  • Неврологические (неврология — раздел медицины, занимающийся вопросами возникновения заболеваний центральной и периферической нервной системы) заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности). Изменение тонуса мускул вследствие нарушения иннервации по типу гипотонии либо спастичности отмечается у деток с разными формами ДЦП. У взрослых МФН развиваются в итоге возрастных конфигураций, демиелинизирующих патологий.

Патогенез

В любом из выше перечисленных случаев механизм формирования миофункциональных нарушений имеет свои индивидуальности. На первом году жизни сосание является физиологической функцией, не только лишь обеспечивающей питание малыша, да и подготавливающей всю зубочелюстную систему к формированию жевательной функции (в норме переход к жеванию происходит опосля прорезывания моляров приблизительно в 14 мес.).

Доминирование сосания над жеванием в наиболее старшем возрасте либо вредные оральные привычки приводят к сужению и асимметрии верхней челюсти, недоразвитию нижней челюсти, формированию аномалий зубных рядов и прикуса. Отсутствие активной работы лицевой и ротовой мускулатуры сопровождается дисбалансом мышечных сил, обеспечивающих обычное развитие зубочелюстных структур, формирование орального праксиса и голосообразования.

При отсутствии настоящего жевания не происходит перехода от инфантильного типа глотания (связанного с сосанием) к соматическому. В этом случае у малыша оказывается слабо развитой язычная мускула, язык упирается в нижние резцы, что содействует наклону зубов вперед.

Ротовое дыхание сопровождается неизменным перерастяжением жевательной и височной мускул, напряжением медиальной крыловидной мускулы. Таковой мышечный дисбаланс содействует аномальному развитию скелета: ретрогнатии нижней челюсти, перегрузке ВНЧС, формированию готического неба, нарушениям осанки.

Орофациальные миофункциональные нарушения

Орофациальные миофункциональные нарушения

Симптомы (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности) миофункциональных нарушений

Нарушения миофункционального равновесия оказывает множественное негативное воздействие на все функции челюстно-лицевой области: жевание, глотание, дыхание, речь. Ребенок с МФН имеет соответствующие наружные признаки. Лицо асимметрично, диспропорционально, подбородок скошен, скулы не выражены. Рот повсевременно приоткрыт: верхняя губа приподнята ввысь, нижняя челюсть находится в отвисшем положении. Имеется скученность зубов либо, напротив, очень огромные межзубные щели.

Во время сна отмечается храп, скрежетание зубами, завышенная саливация. При сглатывании слюны и проглатывании еды происходит существенное напряжение мускул подбородка и шейки, нередко возникает необходимость запить пережеванную еду водой. Жевание сопровождается «чавканьем», причмокиванием, чувствами щелчков и хруста в височно-нижнечелюстном суставе.

Ребенок повсевременно дышит ртом, при разговоре прокладывает язык меж зубами. Отмечается искажение артикуляции звуков: разные виды сигматизма (призубный, губно-зубной, межзубный, боковой), ротацизм, интердентальное произношение остальных звуков. Типично нарушение силы и тембра голоса, смазанная дикция, невнятность и монотонность речи.

Отягощения

Миофункциональные нарушения обусловливают аномальное формирование всей челюстно-лицевой системы. Патологии окклюзии могут быть представлены открытым, дистальным (прогнатия), мезиальным (прогения), перекрестным прикусом. Отмечается недоразвитие и диспропорция лицевого скелета («птичий профиль», «аденоидное лицо»). Возникает нефункциональность ВНЧС. Разные зубочелюстные аномалии могут привести к трудностям с установкой зубных протезов во взрослом возрасте.

В речевом статусе обычно выявляются преломления переднеязычных звуков, нарушения фонематического восприятия, диспросодия. Выдвижение и наклон головы вперед относительно позвоночной оси приводят к сутулости, развитию сколиоза, деформации стопы. Ротовое дыхание вызывает состояние приобретенной гипоксии, что плохо отражается на школьном обучении, сопровождается резвой утомляемостью, нарушением памяти, внимания.

Завышенный мышечный тонус в шейно-воротниковой зоне обусловливает нарушение кровообращения (Кровообращение — важный фактор в жизнедеятельности организма человека и ряда животных) в данной для нас принципиальной зоне, провоцирует мигрени. Дети с миофункциональными нарушениями нередко испытывают недовольство своей наружностью, мучаются из-за насмешек сверстников.

Диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента)

Миофункциональные нарушения требуют всеохватывающего междисциплинарного подхода как к диагностике, так и к корректировки. В обследовании малыша учавствуют педиатры, стоматологи-ортодонты, детские неврологи и ортопеды, миологопеды. Главные направления диагностики:

  • Физикальный осмотр. При осмотре оценивают общий мышечный тонус (гипотония, гипертонус), двигательную активность, уровень психомоторного развития и его соответствие возрасту. Уделяют свое внимание на нрав дыхания (ротовое, носовое, смешанное). Узнают перинатальный анамнез, перенесенные заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности), наличие вредных привычек.

  • Миофункциональная диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента). Включает осмотр и пальпацию мускул лица и шейки, фиксацию начальных данных (профиль, пропорции лица, положение челюстей и зубов и т.д.) при помощи внутри- и внеротовых снимков. В предстоящем создают снятие слепков для производства и расчета исследовательских моделей, рентгенографию (ортопантомограмму, телерентгенограмму). Непременно делают электромиографию лицевой мускулатуры.

  • Диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента) речевой функции. В процессе логопедического обследования спец производит обследование строения органов артикуляции, состояния мимической и артикуляционной моторики, речевого дыхания, звукопроизношения. По мере необходимости проводит пробы на дизартрию, изучит остальные составляющие речи.

  • Доп способы. При выявлении отклонений, обусловленных неврологическими расстройствами, проводят углубленную диагностику: ЭЭГ, МРТ (Магнитно-резонансная томография — томографический метод исследования внутренних органов и тканей с использованием физического явления ядерного магнитного резонанса) мозга. Ортопедический осмотр осуществляется по результатам компьютерной оптической топографии, плантографии, рентгенографии позвоночника и стоп.

Коррекция МФН с помощью вестибулярных пластинок

Корректировка МФН при помощи вестибулярных пластинок

Корректировка миофункциональных нарушений

Прогноз и профилактика

Чем ранее начата корректировка миофункциональных расстройств, тем эффективнее и резвее удается решить все сопутствующие препядствия. Действенная работа вероятна лишь при грамотном планировании и тесноватом сотрудничестве детских дантистов, логопедов и остальных профессионалов, обладающих способностями миофункциональной корректировки.

Для профилактики МФН принципиально соблюдать советы по оптимальному вскармливанию деток, вовремя вводить в рацион твердую еду, смотреть за правильным дыханием, отучать малыша от вредных привычек. Принципиально впору проводить исцеление ЛОР-патологии, часто посещать детского дантиста. При появлении изъянов речи нужно обратиться к логопеду для выяснения их обстоятельств и устранения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»