Механическая дислалия
Нарушения речи

Механическая дислалия

Механическая дислалия – это дефектное звукопроизношение, связанное с анатомическими аномалиями периферических органов речи. Проявляется искаженным произношением звуков (сигматизмом свистящих либо шипящих, ротацизмом, ламбдацизмом, каппацизмом и др.), элизией звуков; время от времени вторично мучаются фонематические процессы, письменная речь. Органическая дислалия выявляется в процессе логопедической диагностики, включающей неотклонимый осмотр органов артикуляции и оценку речи малыша. Корректировка звукопроизносительного недостатка осуществляется логопедическими средствами на фоне исцеления, проводимого дантистом, челюстно-лицевым доктором, ортодонтом.

Оглавление

Общие сведения

Механическая, либо органическая, дислалия является медико-педагогической неувязкой, так как имеет в собственной базе аномалии развития либо обретенные недостатки строения речевого аппарата. Как самостоятельную форму речевой патологии, механическую дислалию в первый раз выделил швейцарский медик Р. Шультц в 30 г.г. XIX века. Потом это нарушение было тщательно исследовано представителями русской школы логопедии (М. Е. Хватцевым, О.В. Правдиной, А. В. Ястребовой и др.).

В отличие от многофункциональной дислалии, при которой недочеты звукопроизношения имеют центральное происхождение, при органической форме они соединены с недостатками строения периферических речевых органов и появляются фонетическим недоразвитием. Сведения о распространенности отдельных форм дислалии в литературе не представлены.

Механическая дислалия

Механическая дислалия

Предпосылки

Патология строения костно-мышечных структур артикуляционного аппарата быть может прирожденной или полученной. Прирожденные аномалии формируются внутриутробно, обычно затрагивают строение губ, языка (в т. ч. их уздечек), зубов, челюстей, нёба. Обретенные недостатки могут возникать в любом возрасте и являются следствием челюстно-лицевых травм и болезней ЧЛО, сопровождающихся переломом костей лицевого скелета и челюстей, разрывом мускул, образованием рубцов и контрактур. С учетом анатомической локализации выделяют несколько групп обстоятельств механической дислалии:

  • Недостатки зубо-челюстной системы. Более нередко встречаются аномалии положения зубов (диастемы, отсутствие либо неверное прорезывание резцов), нарушения прикуса (прогнатия, прогения, открытый прикус, перекрестный прикус), недостатки челюстей (микрогнатия, микрогения). Данные патологии могут носить прирожденный нрав, являясь наследуемым признаком либо результатом нарушений эмбриогенеза. Время от времени они формируются уже опосля рождения вследствие травм зубов, вредных привычек (долгое сосание пальца), болезней (рахит, кариес), возрастной адентии.
  • Аномалии твердого и мягенького нёба. К ним относятся аркообразное (высочайший свод) либо низкое (пологий свод) небо, отсутствие либо расщепление малеханького язычка (увулы). Данные аномалии принадлежат к дизэмбриогенетическим стигмам, искажают произношение целого ряда звуков. Звукопроизносительные и просодические недостатки, вызванные небными и губными расщелинами, выделяются в самостоятельную нозологию – ринолалию.
  • Недостатки строения языка и губ. Внутриутробные индивидуальности развития включают укороченную подъязычную связку, конфигурации размера языка по типу микро- либо макроглосии, тонкие либо толстые губки. К недостаткам, формирующимся в процессе жизни в итоге механических травм ЧЛО и стоматологических операций, относятся рубцы в области губ и полости рта, препятствующие нормативному произнесению звуков речи.

Патогенез

Аномалии строения органов речи обусловливают дефектное артикулирование, следствием чего же становится искаженное звукопроизношение либо отсутствие неких фонем в речи. При наличии зубных аномалий более приемлимо появление изъянов шипящих и свистящих, так как воздушный поток выходит через щели меж зубами и челюстями, создавая излишнюю зашумленность. Также может мучиться произнесение вибрантов, губно-зубных, взрывных и даже гласных звуков.

Губные аномалии вызывают ограничение подвижности рта, неполное смыкание губ, следствием чего же являются преломления лабиализованных гласных, губных и губно-зубных согласных. Для изъянов строения языка типичны нарушения шипящих и соноров, т. к. неосуществим подъем кончика языка ввысь, боковой сигматизм и общая неразборчивость речи.

Но в ряде всевозможных случаев даже при наличии органических конфигураций речевых органов произношение может оставаться обычным. Это разъясняется тем, что ребенку удается достигнуть близкого к норме акустического эффекта при помощи компенсаторной артикуляции.

Систематизация

Искаженное произношение фонем в логопедии обозначается определениями, образованными от соответственных букв греческого алфавита (ро, лямбда, сигма, йота, каппа, палитра, хи) при помощи прибавления суффикса «-изм». С учетом нарушенной группы звуков выделяют семь видов фонетических изъянов, которые встречаются при механической дислалии, любой из которых имеет несколько вероятных вариантов:

  • Ротацизм – недостатки произношения [р-р’]. Включает последующие виды аномальной артикуляции: велярный (вибрация мягенького неба), увулярный (вибрация малеханького язычка), боковой (вибрация бокового края языка), щечный (вибрация щеки), двугубный (вибрация губ), носовой (гнусавый призвук) и одноударный (отсутствие вибрации) ротацизм.
  • Ламбдацизм – преломления звуков [л-л’]. Представлен двугубным (наподобие лаконичного «у» либо британского «w»), межзубным (при высунутом меж зубами кончике языка) и носовым (наподобие звукосочетания «нг») произношением фонемы.
  • Сигматизм – ненормированное произношение свистящих [c–c’], [з–з’], [ц] и шипящих [ж], [ш], [ч], [щ]. Разновидности сигматизма включают межзубное, губно-зубное (при смыкании нижней губки с верхними резцами), боковое и носовое артикулирование звуков. Для сигматизма шипящих также типично нижнее (при опущенном за нижние резцы кончике языка), щечное (сопровождаемое раздуванием щек) и заднеязычное (наподобие «х» и «г») произнесение [ш] и [ж].
  • Йотацизм – нарушение произношения [й]. Встречается пореже других изъянов. Почаще представлен отсутствием звука либо его субституцией при помощи [л’] в нижней артикуляции.
  • Каппацизм, гаммацизм, хитизм — недостатки произношения заднеязычных [к–к’], [г–г’], [х–х’]. Некорректная артикуляция сводится к гортанному произношению, когда звуки получают свойственное для южнорусского говора «придыхание».

Симптомы (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности) механической дислалии

Искаженное звукопроизношение наблюдается уже в период физиологической дислалии – т. е. в возрасте до 5 лет, маскируясь под возрастные несовершенства речи. Соответствующим для органической формы является нарушение звуков, близких по артикуляции (к примеру, межзубное произношение всех переднеязычных при открытом фронтальном прикусе). Почти всегда механическая дислалия является полиморфной, либо сложной, т. к. при ней нарушается несколько групп звуков (к примеру, имеет пространство ротацизм, сигматизм шипящих/свистящих).

Вместе с искажением, встречаются элизии (отсутствие) звуков. Вторично, на фоне неверного артикулирования, может нарушаться слуховая дифференциация (в этом случае возникает ФФН) и интонационная сторона речи.

Недостатки фонетического строя речи различаются стойкостью и не исчезают без помощи других по мере взросления малыша. Даже опосля хирургического устранения анатомических деформаций ребенок может продолжать воспользоваться сформированной дефектной артикуляцией. Потому искаженное (т. е. ненормативное для российского языка) произношение просит как можно наиболее ранешнего коррекционно-педагогического вмешательства.

Отягощения

Понимание ребенком собственного дефектного произношения (картавости, гнусавости) может содействовать замкнутости, молчаливости, избеганию общения. При наличии фонетико-фонематического недоразвития в той либо другой степени безизбежно мучается грамматический строй речи. В школьном возрасте на данной для нас базе формируется дислексия и дисграфия.

Аномалии органов артикуляции в комплексе с дефектным произношением могут вызывать издевки со стороны сверстников и послужить предпосылкой развития стрессовости и психических комплексов у малыша. Школьная неуспеваемость, конфликты с одноклассниками, отвержение малыша детским коллективом часто приводят к отказу от школы, асоциальному поведению, а в длительной перспективе – к социальной дезадаптации.

Диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента)

Механическая дислалия относится к междисциплинарным дилеммам, требующим содружественного мед и педагогического подхода к диагностике. В рамках исследовательских мероприятий выявляется само речевое нарушение, определяются его предпосылки, выраженность анатомических отклонений в строении речевых органов. Лишь на базе всестороннего и грамотного обследования планируется поэтапное коррекционное действие. Диагностический метод подразумевает:

  • Логопедическое обследование. Логопед изучает строение органов артикуляции (языка, губ, челюстей, зубов, нёба), оценивает их подвижность (плавность, скорость движений, легкость переключения от одной позы к иной). Потом делается диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента) устной речи: по принятой методике поверяется состояние звукопроизношения и фонематического слуха. При формулировке логопедического заключения указывается вид речевого недоразвития (ФН либо ФФН), форма дислалии (механическая) и разновидность недостатка (ротацизм, сигматизм и пр.).
  • Мед обследование. С учетом обстоятельств, препятствующих нормальному звукопроизношению, рекомендуются консультации стоматолога-хирурга, ортодонта, челюстно-лицевого доктора. Вместе с осмотром врачей-специалистов, ребенку может потребоваться выполнение рентгенографии лицевого скелета, ОПТГ, телерентгенографии, изготовка контрольно-диагностических моделей и др.

Корректировка механической дислалии

Коррекционный шаг, также как и диагностический, складывается из мед и логопедического действия. Время от времени эта работа проводится параллельно, в неких вариантах стоматологическое исцеление предшествует педагогическим способам. Сроки корректировки звукопроизносительных изъянов при механической дислалии колеблются от 3 до 6 месяцев.

  • Мед исцеление. Зависимо от анатомической аномалии может выполняться пластика уздечки языка либо губки, ортодонтическое исцеление с внедрением механических либо многофункциональных аппаратов, иссечение рубцов губ и т. д. Для убыстрения реабилитационного периода употребляется физиотерапия и мед массаж.
  • Логопедическая корректировка. На предварительном шаге с целью активизации органов речи проводится артикуляционная гимнастика и логопедический массаж. Звукопостановка осуществляется, обычно, с механической помощью. На шаге автоматизации нормативное изолированное произношение закрепляется в слогах, словах, фразах и вольной речи. При некорригируемых деформациях ЧЛО сформировать правильное звукопроизношение не представляется вероятным. В этих вариантах допустимо ограничиться компенсаторной артикуляцией, дающей акустический эффект, очень приближенный к норме.

Прогноз и профилактика

В итоге целенаправленного медико-педагогического подхода огромную часть случаев механической дислалии удается скорректировать. При окончании всего комплекса работы в дошкольном возрасте у малыша в предстоящем не возникает нарушений чтения и письма, его психологическое развитие протекает благополучно. Специальные расстройства школьных способностей развиваются при вовремя не устраненных недостатках артикуляции.

Предупредить патологии развития органов речи дозволяет контроль за течением беременности, отучение деток от вредных привычек (сосание пальца), постоянное наблюдение у дантиста. Внедрение частей логопедической гимнастики при упражнениях с детками дозволяет развить подвижность артикуляционного аппарата и приготовить его к постановке звуков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»