Клаттеринг (Полтерн, Спотыкание)
Клаттеринг – это дезорганизация темпа, ритма и плавности речевого выражения несудорожного нрава. Характеризуется чрезвычайно резвой, непонятной, однотонной речью, повторением слов и слогов, артикуляционными нарушениями, лексико-грамматическими ошибками, неверной расстановкой логических ударений и пауз. Речевому расстройству сопутствует общая моторная расторможенность, недостаток памяти и внимания, некритичность по отношению к собственной речи и поведению. Нарушение распознается в процессе логопедического обследования с внедрением обычных и особых методик. Коррекционное вмешательство ориентировано на нормализацию темпа речи, развитие языковых способностей, улучшение звукопроизношения.
Оглавление
Общие сведения
Клаттеринг (в переводе с англ. – загромождение, засорение) – коммуникативная неувязка, характеризующаяся ускоренной, дизаритмичной, неплавной речью. Вместе с брадилалией, тахилалией и заиканием относится к расстройствам темпо-ритмической стороны речи. Клаттеринг-синдром почаще встречается у лиц мужского пола. Обычно выявляется в возрасте 7-8 лет.
В забугорной логопедии интенсивно изучается со 2-ой половины прошедшего столетия, что привело к созданию в 2007 г. Интернациональной Ассоциации по клаттерингу, членами которой стали 18 стран. В русской логопедической науке клаттеринг не выделяется в самостоятельное речевое нарушение. В клинико-педагогической систематизации ему поближе всего соответствует термин «полтерн», либо «спотыкание». Меж тем, некие российские спецы разглядывают клаттеринг в рамках неврозоподобного заикания.
Клаттеринг
Предпосылки клаттеринга
Доктор Д. Вейс, выпустивший 1-ое учебное пособие по данной дилемме в 1964 г., выделил первичные (незапятнанные) и вторичные формы речевого расстройства. К «незапятнанным» формам он отнес на генном уровне обусловленные случаи клаттеринга, описав аутосомно-доминантное наследование патологии у неких поколений одной семьи. Не исключается, что в ряде всевозможных случаев имеют пространство спонтанные мутации, возникающие «де ново». Не считая этого, клаттеринг является одним из специфичных признаков синдрома ломкой Х-хромосомы – сцепленного с полом наследного заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности), характеризующегося также интеллектуальной отсталостью, аутистическим поведением, гиперкинезами. При первичных формах клаттеринга речевые индивидуальности приметны с детского возраста.
Несудорожные запинки и неплавная речь могут сопутствовать разным неврологическим (относящимся к болезням центральной нервной системы) расстройствам: энцефалитам, псевдобульбарному параличу (Паралич др.-греч. — «расслабление» — полное отсутствие произвольных движений, обусловленное теми же причинами, что и в случае пареза), хорее, заболевания Паркинсона, олигофрении и пр. В этих вариантах идет речь о вторичном клаттеринг-синдроме, который развивается у лиц с ранее обычной речью на фоне главный патологии. В целом же, этиология данной речевой трудности исследована недостаточно, является предметом научных обсуждений и последующих исследовательских работ.
Патогенез
В осознании механизма речевого недостатка также много «белоснежных пятен». Считается, что клаттеринг служит частью общей дезорганизации психомоторного развития – двигательной активности, поведенческой сферы, речевой коммуникации. Это свидетельствует о нарушении деятельности стриопаллидарной системы и регулирующего воздействия корковых отделов ЦНС (центральная нервная система, головной мозг). В итоге нефункциональности мозговых структур ослабляется организация и случайный контроль общей моторики, психологических функций и речи. Структуру речевого недостатка составляют расстройство плавности речевого потока, нарушение планирования устного сообщения и его темпо-ритмических черт. По всей видимости, патогенез клаттеринга имеет много общих черт с заиканием, т. к. нередко смешивается с крайним.
Систематизация
Всепригодная систематизация клаттеринга отсутствует, что разъясняется малоизученностью трудности. Описанные в литературе варианты классификации нарушения отражают внутреннюю неоднородность группы пациентов с данной логопатологией. С учетом в большей степени нарушенного звена речи выделяют 2 типа клаттеринга:
- Моторный. Характеризуется ускоренным темпом речи и артикуляционными нарушениями, приводящими к бессчетным метатезам, элизиям слогов либо звуков. В ранешном возрасте у малышей отмечается ЗРР, в школьные годы – трудности чтения и письма (дислексия, дисграфия).
- Сенсорный. До этого всего, мучается плавность речи, что обосновано сниженным слуховым контролем и трудностью подбора подходящих слов. Приемлимо растягивание гласных, прерывание речи разными восклицаниями, отражающими трудности формулировки мысли.
Зависимо от результатов обследования лиц с нарушениями плавности речи предложено разделять на три группы: пациенты с «незапятнанным» клаттерингом, с сочетанием заикания и неких признаков клаттеринга, с клаттерингом, осложненным неврозоподобным заиканием.
Симптомы (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности) клаттеринга
У малышей с данным речевым нарушением отмечаются своеобразия устной речи, психологических действий, моторики. Главный признак – ускоренная прерывающаяся речь с неизменными повторами звуков, слов, словосочетаний. Речь изобилует словами-эмболами, ненамеренными паузами. Нередко выявляются нарушения артикуляции, сопровождаемые искажением и элизией звуков, неверным проигрыванием слов со сложной слоговой структурой, недоговариванием окончаний.
Нарушена последовательность и логика изложения мыслей; любая новенькая фраза произносится в отрыве от предшествующей. Выражение начинается звучно, но к концу перебегает в тихое бормотанье. В целом речь несвязная, непонятная, «замусоренная». Создается воспоминание, что быстрый поток мыслей говорящего опережает экспрессивное выражение.
В школе малыши с трудом завладевают грамматическими и синтаксическими правилами, что приводит к специфичным расстройствам учебных способностей. Они имеют неопрятный, трудноразборчивый почерк, делают бессчетные ошибки и описки в словах, не дописывают буковкы, сбивчиво и несвязно излагают мысли. Таковая изюминка получила заглавие «дезинтегрированное письмо». При чтении вслух часть слов пропускается либо искажается, окончания «проглатываются». Имеются расстройства музыкального восприятия: нелюбовь к пению и музыке, неспособность к проигрыванию простого ритма.
Психический портрет пациента с клаттерингом характеризуется таковыми определениями, как неаккуратный, импульсивный, нервозный, многоречивый, беспокойный, неуправляемый. Спектр внимания сужен, типичны отсутствия концентрации, частая отвлекаемость. Снижен размер памяти разных модальностей (зрительной, аудиальной, двигательной и др.). Свойственна моторная расторможенность, бесконтрольность поведения. Понимание собственного речевого недостатка у малышей и взрослых часто отсутствует.
Отягощения
До этого всего, клаттеринг – это коммуникативное нарушение, потому при нем, основным образом, мучается функция общения. Человек, несвязно и непонятно излагающий свои мысли, не реагирующий на замечания, не может восприниматься окружающими, как увлекательный и приятный собеседник. Ребенок с клаттерингом рискует столкнуться с недопониманием и стать изгоем в собственной социальной группе. Часто такие малыши проявляют девиантное поведение.
Речевой недостаток существенно сузивает круг проф реализации таковых пациентов, исключая из него общественные сферы деятельности, также специальности, связанные с вербальным общением, обслуживанием, обучением. Школьная неуспеваемость еще наиболее ограничивает перспективы развития и обрекает на «неуспешность» во взрослой жизни. В особенности сложными и тяжело корригируемыми является случаи клаттеринга, осложненного заиканием.
Диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента)
В истинное время отсутствуют принятые аспекты диагностики клаттеринга, их разработка и обсуждение ведется логотерапевтами всего мира. Определенные трудности соединены к тому же с тем, что данная речевая патология нередко путается с заиканием, что затрудняет своевременное начало нужной коррекционной работы. Диагностический метод складывается из последующих главных шагов:
- Консультация логопеда. Выясняются индивидуальности пренатального и ранешнего развития малыша, возраст возникновения запинок в речи, наличие схожих изъянов у членов семьи. Уточняются сопутствующие заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности), запрашиваются заключения педиатра, психолога, детского невролога, результаты мед обследований (ЭЭГ, МРТ (Магнитно-резонансная томография — томографический метод исследования внутренних органов и тканей с использованием физического явления ядерного магнитного резонанса) мозга и пр.).
- Исследование речи. Делается оценка темпо-ритмического контура речи, особенностей голоса, звукопроизношения, слоговой структуры, сформированности грамматических категорий и связного выражения, состояния слухоречевой памяти. У школьников изучаются способности чтения, анализируются письменные работы. При клаттеринге, в отличие от заикания, отсутствуют речевые судороги (Спазм, судорога, корча — непроизвольное сокращение мышцы), логофобия, речевые и двигательные уловки.
- Исследование психологических особенностей. При помощи тестирования, наблюдения и экспериментальных методик оцениваются психомоторные (характеризующееся двигательным беспокойством разной степени выраженности) функции, личностные индивидуальности, познавательное развитие. Обращается внимание на критичность малыша к собственному поведению и речи. На базе приобретенных данных исключается умственная дефицитность, СДВГ.
В рамках дифдиагностики клаттеринга и заикания употребляется методика Дали. Она представляет собой набор утверждений, поделенных на 4 группы: прагматика, речевая моторика, познавательное и языковое развитие, трудности почерка и координации движений. Каждое утверждение оценивается по 6-бальной шкале: чем больше баллов набрано в каждой группы, тем больше возможность наличия «незапятанной» формы клаттеринга.
Корректировка клаттеринга
Речевые и психические индивидуальности лиц с рассматриваемой логопатологией диктуют необходимость выстраивания специальной коррекционной работы. Сначала, она обязана быть ориентирована на контроль темпо-ритмической организации речи, формирование правильной последовательности выражения, развитие психологических функций. Наработка и обобщение практического опыта по корректировки клаттеринга длится. Главными направлениями логопедической работы служат:
- Нормализация темпа речи. На упражнениях употребляется замедленная плавная речь. Вослед за логопедом (отраженное повторение) либо совместно с ним (сопряженное повторение) малыши обучаются произносить слова и фразы нерасторопно, верно. Для упорядочения устной речи употребляется данный ритм. Ведется работа над выразительностью, чувственностью выражения. Полезно включение частей логопедической ритмики.
- Улучшение речевых способностей. Включает отработку умения понятно и разумно излагать свои мысли. На данном шаге подключаются приемы построения рассказа по картинам, ведения диалога, заучивания стихов, неспешного чтения с пересказом, самостоятельного рассказа. Малыша учат планировать свое выражение, т.е. поначалу формулировать суждение «про себя».
- Улучшение артикуляционной моторики. Имеет принципиальное значение в контексте формирования разборчивой речи. Подразумевает проведение артикуляционной гимнастики, выработку плавного речевого выдоха и звуковых переключений. При отсутствии звуков производится их постановка и закрепление, при искажении – корректировка произношения.
Прогноз и профилактика
В педагогической литературе еще не обобщен опыт работы с клаттерерами. В целом отмечается, что речевой прогноз быть может удачным при целенаправленной, хорошо спланированной и упрямой работе. В отношении профилактики сейчас может быть гласить только о предупреждении вторичного клаттеринг-синдрома: исключении нейроинфекций и остальных органических повреждений мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека). Для минимизации неблагоприятных коммуникативных последствий нужно преждевременное выявление нарушения и начало корректировки. Исследование вопросцев этиологии и устройств, выработка критериев диагностики и способов логотерапии клаттеринга длится.