новости

Эксперты рассказали, почему из российских аптек исчезли дешевые лекарства

+
A

За три года препаратов стоимостью до 100 рублей сделалось меньше уже практически вдвое

Продукт принужденного спроса, как почти все специалисты именуют лекарства, становится в Рф наименее легкодоступным. Лишь за крайний год, по данным аналитиков рынка DSM Group, ассортимент препаратов, предлагающихся в русских аптеках, сократился на 11%. При всем этом посильнее всего пострадала ниша дешевеньких фармацевтических средств, к которым сейчас относят средства стоимостью до 100 рублей — их сделалось меньше сходу на четверть!

По данным аналитического обзора DSM Group, за прошедший год фармацевтический ассортимент русских аптек сократился с 21,6 тыщ позиций до 19,4 тыщ. При всем этом посильнее всего сокращение затронуло самый дешевенький и, как следует, самый нужный сектор рынка — препаратов, стоящих в границах 100 рублей за упаковку. Их количество уменьшилось с 5,7 тыс. до 4,6 тыс. наименований либо 24%. Они весьма популярны у населения: в 2023 году каждое третье лечущее средство в аптеках относилось к группы дешевеньких.

Тенденция сокращения количества дешевеньких препаратов достаточно давнишняя — к примеру, в 2020 году ассортимент фармацевтических средств стоимостью до 100 рублей, по данным такого же обзора, составлял 8,8 тыщ наименований. Потому, если считать за три года, то их сделалось меньше уже практически вдвое.

Директор СРО Ассоциация независящих аптек, глава Альянса лекарственных ассоциаций Виктория Преснякова ведает, что сокращение количества дешевеньких препаратов происходит повсевременно. К примеру, если в 2022 году в наших аптеках предлагалось наиболее 3 тыщ наименований фармацевтических средств по стоимости до 50 рублей, то в 2022 году таковых осталось только 2,4 тыщи наименований. «Одна из обстоятельств такового сокращения — переход препаратов в остальные группы. К примеру, производитель меняет упаковку либо форму выпуска. Либо возрастает логистическое плечо и дорожает доставка — все это отражается на конечной цены продукта. Еще одна причина — создание дешевенького продукта становится невыгодным. При всем этом по закону у нас поменять стоимость на продукт, который заходит в Список жизненно-важных и нужных (ЖНВЛП), можно не почаще 1-го раза в год и не наиболее официального уровня инфляции. В то же время происходящее в крайние годы удорожание логистики, неизменные скачки курсов валют отразились на себестоимости продукции так, что стоимость производства выросла в пару раз. Вырастают тарифы на ЖКХ, расходы на оплату труда, на субстанции, на логистику и т.д. Не считая этого, мировые экономические процессы также ведут к росту цены на лекарства. Русская фармпромышленность закупает субстанции и интермедиаты за рубежом, ну и оборудование на заводах ввезенное. Все это влияет на себестоимость выпускаемой продукции. Все мы осознаем, что есть законы экономики — и производитель не может работать для себя в убыток. Потому если не удается восполнить выпавшую прибыль за счет роста цены на другую продукцию (к примеру, на лекрства, которые в список ЖНВЛП не входят), их создание просто прекращают. О данной нам дилемме производители молвят уже не 1-ый год уже издавна. Предлагалось решать ее на муниципальном уровне, но нужные меры так и не были приняты», — ведает Виктория Преснякова.

При всем этом эксперт отмечает, что за крайние годы вкусы как докторского, так и и пациентского общества очень поменялись: к примеру, у людей стала наиболее нужна большая упаковка (в какой больше пилюль) — такую прибыльнее и создавать, и продавать. Не считая того, люди выбирают наиболее современные лекарства о старенькыми действующими субстанциями, путь они стоят и дороже. Самые пользующиеся популярностью в аптеках препараты сейчас стоят в спектре 150-500 рублей. «К примеру, еще лет 20 вспять более нужными продуктами в Рф были анальгин, цитрамон, активированный уголь, ацетилсалициловая кислота, амлокардин, глицерин плюс борная кислота, веронакрап и остальные. На данный момент о таковых торговых наименованиях вспоминают весьма изредка; некие из их просто покинули рынок. Эту нишу заняли наиболее действенные и высококачественные фармацевтические новинки. На рынок приходят и освеженные препараты (к примеру, были пилюли, а сейчас капсулы). Нужно учесть и то, что сейчас практически все препараты выпускаются во вторичной упаковке (другими словами, не попросту блистеры, а блистеры в коробке), и на их наносится неотклонимый Дата Матрикс код, что наращивает их себестоимость».

Вообщем, директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов настолько массового финала фармацевтических средств из аптек не лицезреет: «Может быть, причина в каких-либо особенностях ведения подсчетов, которые показывают такие колоссальные конфигурации в ассортименте. Если б это было так, они могли быть приметны на физическом уровне. По нашим данным, в 2023 году в целом на рынке Рф было выпущено в воззвание порядка 4735 марок фармацевтических средств (это ровно на 100 больше, чем в 2022-м). Если считать по товарным позициям (SKU — другими словами, определенная торговая марка определенного производителя в определенной дозе), то в 2023 году их поступило в воззвание 15043 штук (на 535 позиций больше чем в 2022 г.). Расширение ассортимента в 2023 году происходило только за счёт активности российских компаний (и локализованных у нас в стране зарубежных), ассортимент незапятнанного импорта сократился за год на 55 SKU, это порядка 40 марок. В общем, на рынке происходят совсем точечные конфигурации. Что все-таки касается сокращения дешевенького ассортимента, то это древняя тенденция — такие препараты никому из участников товаропроводящей цепочки не увлекательны. Хотя и в этом секторе есть фармацевтические средства с высочайшей рентабельностью. К примеру, назальные капли и спреи стоят в производстве копейки, а продаются за 10-ки рублей, и маржинальность выходит обезумевшая».

И все таки специалисты подчеркивают, что тенденция сокращения дешевенького фармацевтического ассортимента продолжится в ближнем будущем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»