Нарушения речи

Дизорфография

Дизорфография – это специфичное расстройство усвоения орфографических способностей, опосредованное нарушением речевого онтогенеза и невербальных психологических действий. Проявляется устойчивыми, частотными орфографическими ошибками на письме, возникающими и циклическими, невзирая на познание учащимся орфографического правила. Дизорфография выявляется в процессе диагностики сформированности устной и письменной речи, анализа рабочих тетрадей ученика. Коррекционный логопедический процесс включает формирование фонетико-фонематического, лексического, грамматического, морфологического, синтаксического компонент речевой системы, развитие ВПФ.

Оглавление

Общие сведения

Дизорфография, вместе с дислексией и дисграфией, относится к нарушениям письменной речи. Дизорфографические ошибки возникают к концу второго – началу третьего класса, когда школьники осваивают морфологический и обычный принципы правописания, начинают учить и использовать на письме грамматические правила.

Трудности усвоения орфографических познаний и их практического использования обнаруживаются у 80% второклассников, 90% третьеклассников и четвероклассников с ОНР IV уровня, обучающихся в массовых школах. У их дизорфография является ведущей предпосылкой неуспеваемости по родному языку, плохо влияет на личностное развитие, приводит к школьной дезадаптации, а поэтому нуждается в грамотной и проф корректировки.

Дизорфография

Дизорфография

Предпосылки дизорфографии

Говоря о предпосылках нарушений письма, исследователи уделяют свое внимание на их неоднородность и обилие. В логопедии дизорфографию принято разглядывать и учить комплексно, исходя из убеждений педагогического, мед и психического качеств. Выделяют последующие группы этиологических причин:

  • Нарушения устной и письменной речи. В дошкольном периоде у детей-дизорфографиков нередко отмечается многофункциональная дислалия или стертая дизартрия, а на момент поступления в школу обычно имеет пространство нерезко выраженное общее недоразвитие речи. Появлению дизорфографии может предшествовать дисграфия, но трудности освоения орфограмм могут проявляться и изолированно.
  • Отягощенный соматический статус. В неврологическом анамнезе у малышей выявляется резидуально-органическое поражение ЦНС (центральная нервная система, головной мозг), объясняющее патоморфологические механизмы проблем обучения грамоте. К группе риска также относятся нередко болеющие детки младшего школьного возраста.
  • Школьная незрелость. Почаще всего о ней можно гласить в контексте ранешнего начала школьного обучения (с 6-6,5 лет), психосоматической ослабленности либо педагогической запущенности малыша. Это приводит к незавершенности созревания определенных мозговых структур и психологических функций на момент начала обучения. Дизорфографию может инициировать перегруженность младших школьников учебным материалом.

Патогенез

В базе дизорфографии лежат трудности овладения морфологическим (морфемным) и обычным принципами письма. Морфемный принцип базируется на схожем написании частей слова в мощной и слабенькой позиции (к примеру, в ударном и безударном положении); в этих вариантах правописание быть может объяснено верно подобранным проверочным словом. Обычный принцип орфографии подразумевает запоминание словарных (непроверяемых) слов с опорой на проговаривание, речедвигательную и кинестетическую память. Трудности овладения орфографическими способностями в исходном звене школы объясняются последующими механизмами:

  • Несформированностью языковых функций. Уровень речевого развития учеников с дизорфографией характеризуется ограниченным набором лексических единиц, недостающим владением способностями словообразования и словоизменения, неуточненностью фонематических представлений, стойким аграмматизмом в устной речи.
  • Несформированностью ВПФ. Предпосылками для появления орфографических ошибок выступают неоконченная латерализация речевых функций, недостаток случайного внимания, нарушение речеслуховой памяти. Посреди остальных неречевых способностей у дизорфографиков недостаточно развиты динамический мануальный праксис, способность к систематизации и классификации, познавательная активность.

Логопеды, специализирующиеся исследованием дизорфографии, указывают на неразвитость у малышей чувства языка и языкового мышления, неполноценность самоконтроля в процессе письма, нарушение речемыслительной деятельности. В таковых критериях ребенок оказывается не готовым к практическому применению выученных орфографических правил, подбору схожих и заучиванию словарных слов.

Систематизация

Неоднородность проявлений и тяжести дизорфографии привели к выделению различных подходов к ее оценке. В логопедии более обширное признание получили систематизации на базе нарушения грамматических категорий и степени выраженности. Согласно лингвистическому подходу, выделяют три вида дизорфографии:

  • Морфологическая – стойкие и множественные ошибки появляются при написании орфографически сложных слов. Ученик затрудняется на письме выделить подходящую орфограмму и применить к ней изученное правило. До этого всего, это касается корректности написания безударных гласных, непроизносимых и двойных согласных.
  • Синтаксическая – частотные ошибки появляются при определении и обозначении связей в предложении. Обычно данная форма выражается неумением верно расставить знаки препинания меж частями и отдельными членами предложения.
  • Смешанная – имеют пространство периодические грамматические и пунктуационные ошибки, которые не исчезают без помощи других.

С учетом количества ошибок (в пересчете на 100 орфограмм) и возможности к решению учебных задач различают три степени дизорфографии:

  1. Легкая степень. В письменных работах выявляется 15-20% орфографических ошибок. С большинством упражнений и заданий ученик совладевает на оценку выше среднего, с остальными – на среднем и высочайшем уровне.
  2. Средняя степень. Количество ошибок на письме составляет 20%-30%. Огромную часть заданий учащийся делает на среднем уровне.
  3. Томная степень. Ученик допускает от 30% до 50% и наиболее ошибок. Выше половины предъявляемых заданий оцениваются низкой оценкой либо оценкой ниже среднего.

Симптомы (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности) дизорфографии

Грамматические ошибки у учащихся с рассматриваемым речевым нарушением различаются полиморфностью, повторяемостью и стойкостью. Ошибки возникают на втором году обучения, их количество и обилие неприклонно увеличивается в 3-м и, в особенности, в 4-м классе. Это соединено со слабеньким познанием предшествующего учебного материала, усложнением видов письменной речи (возникновением в учебном плане изложения и сочинения), исследованием наиболее сложных орфографических правил. Малыши испытывают приметные трудности в усвоении школьной программки по русскому языку.

Ученики, страдающие дизорфографией, могут старательно заучивать правила, но не способны повторить их своими словами и тем наиболее — применить на письме. Не владея морфемным анализом, детки затрудняются в различении и написании предлогов и приставок, не могут выделить корень, суффикс и окончание в слове. Так как лексический припас таковых учащихся ограничен, они испытывают препядствия с подбором однокоренных слов для проверки орфограмм. Невладение грамматическими нормами родного языка приводит к тому, что на письме возникают бессчетные ошибки в окончаниях слов, т.к. детки не могут верно согласовать члены предложения в роде, числе и падеже.

Более частотными ошибками у таковых школьников являются неправильное написание проверяемых гласных в безударной позиции, слов с непроизносимым согласным, двойных согласных, словарных слов, неверный перенос слов на новейшую строчку, неиспользование строчных букв при написании имен собственных, неверное употребление разделительного твердого и мягенького символов. Ученик-дизорфографик просто не распознает встретившуюся орфограмму и даже не пробует решить грамматическую задачку при помощи правила.

Диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента)

Задачка выявления учащихся с дизорфографией возложена на логопеда школьного логопункта. Сначала учебного года спец проводит обследовании всех учеников исходной школы; при всем этом у учащихся 2, 3 и 4 классов, не считая состояния устной речи, анализируются письменные работы. В процессе логопедической диагностики оценивается:

  • уровень осознания речи,
  • владения связной речью и грамматическими нормами,
  • сформированности звукопроизношения и звукослоговой структуры слов,
  • размер словаря.

При исследовании письменных работ (сочинений и изложений) учитель-логопед направляет внимание на наличие и ведущий тип грамматических ошибок, описывает степень тяжести и нрав речевого нарушения. К оценке сформированности ВПФ привлекается школьный психолог.

Дифференциальная диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента)

Сначала, дизорфографию дифференцируют от дисграфии, в базе которой лежит нарушение фонематического принципа письма. Не считая того, трудности усвоения и использования грамматических правил могут быть соединены с частыми болезнями малыша и пропусками школы, педагогической запущенностью, переводом малыша на обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками) к другому учителю либо по иной программке. В схожих вариантах грамматические пробелы имею нестойкий нрав и преодолеваются при разъяснении и усвоении орфографического правила.

Корректировка дизорфографии

Логопедические занятия нацелены на помощь ученику в овладении морфологическими и классическими нормами орфографии. Старт коррекционной работы должен приходиться на период обучения в исходной школе. Занятия проводятся в персональной, подгрупповой либо передней форме и сразу обхватывают несколько направлений:

  • Улучшение фонетико-фонематических компетенций. Включает уточнение звукопроизношения, развитие слуховой дифференциации фонем, слогового анализа и синтеза, работу над ударением. В процессе данной для нас работы решается задачка овладения звуко-буквенным анализом слова.
  • Расширение лексики. Работа над лексикой предугадывает обогащение словарного припаса, уточнение семантики слов, формирование способностей оперирования лексическими единицами в процессе речи. Ведется исследование синонимов, антонимов, паронимов, фразеологизмов и остальных лексических форм.
  • Усвоение грамматических норм. Уточнение грамматики подразумевает исследование главных черт разных частей речи (род, число, склонение, спряжение, время, лицо). В практическом отношении данная работа содействует формированию способностей словоизменения.
  • Работа над словообразованием. Принципиальным шагом корректировки дизорфографии является усвоение моделей словообразования при помощи приставок, суффиксов, окончаний. В процессе занятий упор делается на формировании умения выделять общий корень у схожих слов. В предстоящем на данной для нас базе строится процесс морфемного и морфологического анализа слова.
  • Развитие синтаксических представлений. Проводится при синтаксической и смешенной форме. В содержание занятий врубается работа с предложением: определение его структуры, выделение основных и второстепенных членов, расстановка символов препинания.
  • Развитие орфографического самоконтроля. Включает закрепление орфографических правил, формирование умения отыскивать орфограммы (развитие орфографической зоркости) и использовать к ним изученные правила.

Наряду с корректировкой дизорфографии проводится работа по развитию когнитивных функций: речеслуховой и зрительной памяти, внимания, языкового мышления, аналитико-синтетической деятельности. Данные психологические процессы играют существенную роль в усвоение главных принципов письма, так как содействуют формированию самоконтроля в рамках учебной деятельности.

Прогноз и профилактика

Задачка предупреждения расстройств школьных способностей у малышей возложена на родителей и преподавателей. Миссия семьи – обеспечить ребенку гармоническое физическое развитие, психологическое благополучие, подходящие условия для формирования высших психологических функций. Все имеющиеся пробелы в речевой сфере должны быть устранены до поступления малыша в школу либо на первом году обучения, по другому в предстоящем школьник безизбежно столкнется со специфичными учебными трудностями (дислексией, дисграфией, дизорфографией).

Огромную роль в ранешном выявлении нарушений письменной речи играет слаженная совместная работа учителя исходных классов, школьного логопеда и детского психолога. Вовремя начатый, периодический и верно спланированный коррекционный процесс помогает преодолеть дизорфографию и совладать с освоением школьной программки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»