Нарушения речи

Дизартрия

Дизартрия – это расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мускул артикуляционного аппарата. Структура недостатка при дизартрии включает нарушение речевой моторики, звукопроизношения, речевого дыхания, голоса и просодической стороны речи; при томных поражениях возникает анартрия. При подозрении на дизартрию проводится неврологическая диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента) (ЭЭГ, ЭМГ, ЭНГ, МРТ (Магнитно-резонансная томография — томографический метод исследования внутренних органов и тканей с использованием физического явления ядерного магнитного резонанса) мозга и др.), логопедическое обследование устной и письменной речи. Коррекционная работа при дизартрии включает целебное действие (медикаментозные курсы, ЛФК, массаж, ФТЛ), логопедические занятия, артикуляционную гимнастику, логопедический массаж.

Оглавление

Общие сведения

Дизартрия – тяжелое нарушение речи, сопровождающееся расстройством артикуляции, фонации, речевого дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной расцветки речи, в итоге что речь теряет свою членораздельность и внятность. Посреди деток распространенность дизартрии составляет 3-6%, но в крайние годы выслеживается выраженная тенденция к росту данной речевой патологии.

В логопедии дизартрия заходит в тройку более всераспространенных форм нарушений устной речи, по частоте уступая только дислалии и опережая алалию. Так как в базе патогенеза дизартрии лежат органические поражения центральной и периферической нервной системы, данное речевое нарушение также изучается спецами в области неврологии и психиатрии.

Дизартрия

Дизартрия

Предпосылки дизартрии

Более нередко (в 65-85% случаев) дизартрия сопутствует детскому церебральному параличу (Паралич др.-греч. — «расслабление» — полное отсутствие произвольных движений, обусловленное теми же причинами, что и в случае пареза) и имеет те же предпосылки появления. В этом случае органическое поражение ЦНС (центральная нервная система, головной мозг) происходит во внутриутробном, родовом либо ранешном периоде развития малыша (обычно до 2-х лет). Более частыми перинатальными факторами дизартрии выступают:

Степень выраженности дизартрии коррелирует с тяжестью двигательных нарушений при ДЦП: так, при двойной гемиплегии дизартрия или анартрия выявляется фактически у всех деток.

В ранешном детстве поражение ЦНС (центральная нервная система, головной мозг) и дизартрия у малыша может развиться опосля перенесенных:

Появление дизартрии у взрослых, обычно, соединено с перенесенным инфарктом, травмой головы, нейрохирургическими операциями, опухолями мозга. Также дизартрия может встречаться у пациентов с рассеянным склерозом (Причинами склероза могут быть разнообразные процессы: воспаление, расстройства кровообращения, нарушения обмена веществ, возрастные изменения), боковым амиотрофическим склерозом (Причинами склероза могут быть разнообразные процессы: воспаление, расстройства кровообращения, нарушения обмена веществ, возрастные изменения) (БАС), сирингобульбией, заболеванием Паркинсона, миотонией, миастенией, церебральным атеросклерозом, нейросифилисом, олигофренией.

Систематизация

В базу неврологической систематизации дизартрии положен принцип локализации и синдромологический подход. С учетом локализации поражения речедвигательного аппарата различают:

Зависимо от ведущего клинического синдрома при ДЦП может встречаться спастико-ригидная, спастико-паретическая, спастико-гиперкинетическая, спастико-атактическая, атактико-гиперкинетическая дизартрия.

Логопедическая систематизация базирована на принципе понятности речи для окружающих и содержит в себе 4 степени тяжести дизартрии:

  • 1 степень (стертая дизартрия) – недостатки звукопроизношения могут быть выявлены лишь логопедом при особом обследовании.
  • 2 степень – недостатки звукопроизношения приметны окружающим, но в целом речь остается понятной.
  • 3 степень — осознание речи пациента с дизартрией доступно лишь близкому окружению и отчасти сторонним людям.
  • 4 степень – речь отсутствует либо непонятна даже самым близким людям (анартрия).

Симптомы (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности) дизартрии

Речь пациентов с дизартрией непонятная, нечеткая, практически непонятная («каша во рту»), что обосновано недостаточной иннервацией мускул губ, языка, мягенького неба, голосовых складок, горла, дыхательной мускулатуры. Потому при дизартрии развивается целый комплекс речевых и неречевых нарушений, составляющих сущность недостатка.

Нарушение артикуляционной моторики у пациентов с дизартрией может проявляться в спастичности, гипотонии либо дистонии артикуляционных мускул. Мышечная спастика сопровождается неизменным завышенным тонусом и напряжением мускулатуры губ, языка, лица, шейки; плотным смыканием губ, ограничением артикуляционных движений. При мышечной гипотонии язык вялый, бездвижно лежит на деньке полости рта; губки не смыкаются, рот полуоткрыт, выражена гиперсаливация (слюнотечение); вследствие парезов мягенького неба возникает носовой колер голоса (назализация). В случае дизартрии, протекающей с мышечной дистонией, при попытках речи тонус мускул меняется с низкого на завышенный.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии могут быть выражены в различной степени, зависимо от локализации и тяжести поражения нервной системы. При стертой дизартрии наблюдаются отдельные фонетические недостатки (преломления звуков), «смазанность» речи». При наиболее выраженных степенях дизартрии имеются преломления, пропуски, подмены звуков; речь становится неспешной, невыразительной, непонятной. Общая речевая активность приметно снижена. В самых томных вариантах, при полном параличе речедвигательных мускул моторная реализация речи становится неосуществимой.

Специфичными чертами нарушения звукопроизношения при дизартрии служат стойкость изъянов и трудность их преодоления, также необходимость наиболее долгого периода автоматизации звуков. При дизартрии нарушается артикуляция фактически всех звуков речи, в т. ч. гласных. Для дизартрии типично межзубное и боковое произношение шипящих и свистящих звуков; недостатки озвончения, палатализация (смягчение) жестких согласных.

Вследствие недостаточной иннервации речевой мускулатуры при дизартрии нарушается речевой дыхание: выдох укорочен, дыхание в момент речи становится учащенным и прерывающимся. Нарушение голоса при дизартрии характеризуются его недостаточной силой (глас тихий, слабенький, иссякающий), конфигурацией тембра (глухостью, назализацией), мелодико-интонационными расстройствами (монотонностью, отсутствием либо невыраженностью голосовых модуляций).

Бульбарная дизартрия

Для бульбарной дизартрии свойственны арефлексия, амимия, расстройство сосания, глотания жесткой и водянистой еды, жевания, гиперсаливация, вызванные атонией мускул полости рта. Артикуляция звуков непонятная и очень облегченная. Все обилие согласных редуцируется в единый щелевой звук; звуки не дифференцируются меж собой. Типична назализация тембра голоса, дисфония либо афония.

Псевдобульбарная дизартрия

При псевдобульбарной дизартрии нрав расстройств определяется спастическим параличом (полное отсутствие произвольных движений, обусловленное теми же причинами, что и в случае пареза) и мышечным гипертонусом. Более ярко псевдобульбарный паралич (полное отсутствие произвольных движений) проявляется в нарушении движений языка: огромные трудности вызывают пробы поднять краешек языка ввысь, отвести в стороны, удержать в определенном положении. При псевдобульбарной дизартрии затруднено переключение с одной артикуляционной позы на другую. Приемлимо избирательное нарушение случайных движений, синкинезии (содружественные движения); обильное слюнотечение, усиление глоточного рефлекса, поперхивание, дисфагия. Речь нездоровых с псевдобульбарной дизартрией смазанная, непонятная, имеет носовой колер; грубо нарушено нормативное воспроизве­дение соноров, свистящих и шипящих.

Подкорковая дизартрия

Для подкорковой дизартрии типично наличие гиперкинезов – непроизвольных насильных движений мускул, в т. ч. мимических и артикуляционных. Гиперкинезы могут возникать в покое, но обычно усиливаются при попытке речи, вызывая артикуляционный спазм. Отмечается нарушение тембра и силы голоса, просодической стороны речи; время от времени у нездоровых вырываются непроизвольные гортанные выкрики.

При подкорковой дизартрии может нарушаться темп речи по типу брадилалии, тахилалии либо речевой дизритмии (органического заикания). Подкорковая дизартрия нередко смешивается с псевдобульбарной, бульбарной и мозжечковой формой.

Мозжечковая дизартрия

Обычным проявлением мозжечковой дизартрии служит нарушение координации речевого процесса, следствием что является тремор языка, толчкообразная, скандированная речь, отдельные выкрики. Речь замедлена и непонятна; в большей степени нарушается произношение переднеязычных и губных звуков. При мозжечковой дизартрии отмечается атаксия (шаткость походки, нарушение равновесия, неловкость движений).

Корковая дизартрия

Корковая дизартрия по своим речевым проявлениям припоминает моторную афазию и характеризуется нарушением случайной артикуляционной моторики. Расстройства речевого дыхания, голоса, просодики при корковой дизартрии отсутствуют. С учетом локализации поражений различают кинестетическую постцентральную корковую дизартрию (афферентную корковую дизартрию) и кинетическую премоторную корковую дизартрию (эфферентную корковую дизартрию). Но при корковой дизартрии имеется лишь артикуляционная апраксия, тогда как при моторной афазии мучается не только лишь артикуляция звуков, но также чтение, письмо, осознание речи, внедрение средств языка.

Отягощения

Ввиду нечленораздельности речи у деток с дизартрией вторично мучается слуховая дифференциация звуков и фонематический анализ и синтез. Трудность и дефицитность речевого общения могут приводить к несформированности словарного припаса и грамматического строя речи. Потому у деток с дизартрией может отмечаться фонетико-фонематическое (ФФН) либо общее недоразвитие речи (ОНР) и связанные с ними надлежащие виды дисграфии.

Диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента)

Обследование и следующее ведение пациентов с дизартрией осуществляется неврологом (детским неврологом) и логопедом.

  1. Неврологическая диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента). Размер неврологического обследования зависит от предполагаемого клинического диагноза (краткое медицинское заключение об имеющемся заболевании (травме), отклонении в состоянии здоровья обследуемого или о причине смерти). Более принципиальное диагностическое значение имеют данные электрофизиологических исследовательских работ (электроэнцефалографии — ЭЭГ, электронейромиографии — ЭНМГ), транскраниальной магнитной стимуляции, МРТ (Магнитно-резонансная томография — томографический метод исследования внутренних органов и тканей с использованием физического явления ядерного магнитного резонанса) мозга и др.
  2. Логопедическое обследование. Включает оценку речевых и неречевых нарушений. Оценка неречевых симптомов предугадывает исследование строения артикуляционного аппарата, размера артикуляционных движений, состояния мимической и речевой мускулатуры, нрава дыхания. Особенное внимание логопед направляет на анамнез речевого развития. В рамках диагностики устной речи при дизартрии проводится исследование произносительной стороны речи (звукопроизношения, темпа, ритма, просодики, разборчивости речи); синхронности артикуляции, дыхания и голосообразования; фонематического восприятия, уровня развития лексико-грамматического строя речи. В процессе диагностики письменной речи даются задания на списывание текста и письмо под диктовку, чтение отрывков и осмысление прочитанного.

На основании результатов обследования нужно разграничивать дизартрию и моторную алалию, моторную афазию, дислалию.

Корректировка дизартрии

Логопедическая работа по преодолению дизартрии обязана проводиться систематически, на фоне медикаментозной терапии (терапия — процесс, для снятия или устранения симптомов и проявлений заболевания) и реабилитации (сегментарно-рефлекторного и точечного массажа, акупрессуры, ЛФК, целительных ванн, физиотерапии, механотерапии, иглоукалывания, гирудотерапии), назначаемой неврологом. Неплохой фон для коррекционно-педагогических занятий достигается применением нестандартных форм восстановительного исцеления: дельфинотерапии, сенсорной терапии (терапия — процесс, для снятия или устранения симптомов и проявлений заболевания), изотерапии, пескотерапии и др.

На логопедических упражнениях по корректировки дизартрии осуществляется развитие:

  • маленькой моторики (пальчиковая гимнастика),
  • моторики речевого аппарата (логопедический массаж, артикуляционная гимнастика);
  • физиологического и речевого дыхания (дыхательная гимнастика),
  • голоса (ортофонические упражнения);
  • корректировка нарушенного и закрепление правильного звукопроизношения; работа над выразительностью речи и развитием речевой коммуникации.

Порядок постановки и автоматизации звуков определяется большей доступностью артикуляционных укладов сейчас. К автоматизации звуков при дизартрии время от времени перебегают до заслуги полной чистоты их изолированного произношения, а сам процесс просит большего времени и напористости, чем при дислалии.

Способы и содержание логопедической работы варьируются зависимо от вида и тяжести дизартрии, также уровня речевого развития. При нарушении фонематических действий и лексико-грамматического строя речи проводится работа над их развитием, предупреждением либо корректировкой дисграфии и дислексии.

Прогноз и профилактика

Лишь рано начатая, периодическая логопедическая работа по корректировки дизартрии может отдать положительные результаты. Огромную роль в успехе коррекционно-педагогического действия играет терапия (Терапия от греч. [therapeia] — лечение, оздоровление) основного заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности), усердие самого пациента-дизартрика и его близкого окружения.

При этих критериях на фактически полную нормализацию речевой функции можно рассчитывать в случае стертой дизартрии. Овладев способностями правильной речи, такие малыши могут удачно учиться в общеобразовательной школе, а нужную логопедическую помощь получают в больницах либо на школьных логопунктах.

При томных формах дизартрии может быть только улучшение состояния речевой функции. Принципиальное значение для социализации и образования деток с дизартрией имеет преемственность разных типов логопедических учреждений: детских садов и школ для деток с томными нарушениями речи, речевых отделений психоневрологических стационаров; содружественная работа логопеда, невролога, психоневролога, массажиста, спеца по целебной физической культуре.

Медико-педагогическая работа по предупреждению дизартрии у деток с перинатальным поражением мозга обязана начинаться с первых месяцев жизни. Профилактика дизартрии в ранешном детском и взрослом возрасте заключается в предупреждении нейроинфекций, травм мозга, токсических действий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»