Дизартрия у детей
Нарушения речи

Дизартрия у детей

Дизартрия у малышей – это сложное речевое расстройство, возникающее при нарушении нейромоторного механизма речи. Синдром (совокупность симптомов с общим патогенезом) проявляется артикуляционными трудностями, звукопроизносительными недостатками, диспросодией. Вероятны затруднения глотания, гиперсаливация, расстройства случайной моторики и координации. Для установления центральных обстоятельств дизартрии производится церебральная МРТ (Магнитно-резонансная томография — томографический метод исследования внутренних органов и тканей с использованием физического явления ядерного магнитного резонанса), ЭФИ. Неврологическое (Неврологические нарушения — это болезни центральной и периферической нервной системы) обследование дополняется нейропсихологическим и логопедическим тестированием. В лечении (процесс для облегчение, снятие или устранение симптомов и заболевания) применяется комплекс способов: фармакотерапия, физическая реабилитация, логотерапия.

Оглавление

Общие сведения

Дизартрия – всераспространенный паторечевой синдром (совокупность симптомов с общим патогенезом) в логопедии детского возраста. Ее стертая форма выявляется у 25-70% малышей с перинатальной патологией ЦНС (центральная нервная система, головной мозг). В поликлинике детского церебрального паралича частота дизартрических расстройств составляет от 60 до 85%. По собственному речевому статусу дети-дизартрики могут относиться к группы ФФН либо ОНР 1-4 уровня. Степень расстройства речевой функции зависит от тяжести и локализации церебрального поражения, колеблется от стертой дизартрии до анартрии.

Дизартрия у детей

Дизартрия у малышей

Предпосылки

Дизартрия детского возраста – это прирожденный либо рано обретенный синдром (совокупность симптомов с общим патогенезом). Этиологические предпосылки для ее развития появляются в пренатальном, натальном либо ранешном постнатальном периоде. Факторами риска развития дизартрии у малышей выступают:

1. В пренатальном периоде:

2. В интранатальном периоде:

3. В постнатальном периоде:

Дизартрия может развиваться у малышей с обычным психофизическим развитием, двигательными нарушениями (ДЦП), ЗПР и олигофренией. Часто она смешивается с иными речевыми синдромами: задержкой развития речи, заиканием, моторной алалией.

Патогенез

Перечисленные вредные действия вызывают поражение церебральных структур, регулирующих моторное звено речи: черепно-мозговых нервишек (почаще IX – языкоглоточного, X – блуждающего, XII – подъязычного; пореже VII – лицевого и V – тройничного), их ядер, коры либо пирамидных путей. Зависимо от топики поражения развиваются разные расстройства мышечного тонуса речевой мускулатуры и двигательные нарушения, препятствующие обычной артикуляции.

Так, при поражении корковых речевых центров ведущим звеном в структуре недостатка становится артикуляционная апраксия. На повреждение проводящих корково-ядерных путей указывают спастические и вялые параличи. При поражении стриопаллидарной системы развиваются гиперкинезы и мышечная дистония. Повреждение ствола мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) проявляется синкинезиями, мышечной ригидностью, оральными автоматизмами. Мозжечковые поражения сопровождаются атаксией и мышечной гипотонией.

Систематизация

Дизартрию у малышей систематизируют с учетом локализации поражения, тяжести протекания, симптомологии. Более нередко в неврологической практике употребляется топическая систематизация, выделяющая последующие формы:

  • Псевдобульбарная. Самый нередкий вариант дизартрии у малышей. Возникает в итоге поражения корково-ядерного (пирамидного) тракта. Быть может паретической и спастической.
  • Бульбарная. Обоснована поражением ганглиев черепных нервишек, сосредоточенных в продолговатом мозге (Мозг — центральный отдел нервной системы человека и животных, расположенный в головном отделе тела). Для детского возраста не свойственна.
  • Экстрапирамидная (подкорковая). Развивается при поражении подкорковых нервных (орган животного, служащий для передачи в мозг важной для организма информаци) узлов.
  • Мозжечковая. Связана с повреждением мозжечка (Мозжечок лат. cerebellum — дословно «малый мозг» — отдел головного мозга позвоночных, отвечающий за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса). В педиатрической практике наблюдается изредка.
  • Корковая. Возникает при очаговых конфигурациях моторных корковых областей. У малышей признается не всеми исследователями. Некие отождествляют ее с моторной алалией, так как в структуре первичного недостатка также отмечается кинетическая или кинестетическая апраксия.

По выраженности (тяжести) симптомов дизартрия может иметь последующие степени:

  • анартрия – самая томная форма, речь нечленораздельная либо отсутствует;
  • дизартрия средней степени – томные и множественные недостатки звукопроизношения, речь практически непонятна, глас назальный, тихий;
  • стертая дизартрия (малые дизартрические расстройства) – легкая форма, артикуляционные движения недостаточно четкие, из-за что нарушается фонетика и слуховое восприятие.

Симптомы (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности) дизартрии у малышей

Признаки нарушенного речевого онтогенеза выявляются еще в младенчестве. Вопль новорожденных прерывающийся, слабенький. У грудничков отмечается вялое сосание, поперхивание молоком, нередкое срыгивание. Гуление и лепетные реакции запаздывают, характеризуются ограниченностью вокализаций. Все речевое развитие искажается и задерживается по срокам.

При дизартрическом синдроме нарушаются все операции наружного выражения: артикуляция и фонемообразование, глас и просодика, темпо-ритмическая организация.

При более обычной для малышей псевдобульбарной форме речь становится замедленной, напряженной. Движения языка и губ ограничены в виду парезов, сила воздушной струи недостаточна для понятной фонации. Соответствующими недостатками для детской дизартрии являются палатализация согласных (смягчение), межзубное либо боковое произношение. Глас слабенький, неинтонированный, хриплый, гнусавый. Речь в целом непонятная («как будто каша во рту»).

Лицо малыша амимично, асимметрично, рот нередко приоткрыт. Движения губ, щек, языка ограничены. Отмечается гиперсаливация, дисфагия, трудности с откусыванием и пережевыванием твердой еды. Могут иметь пространство тремор и гиперкинезы в артикуляционной и лицевой мускулатуре, оральные синкинезии. Доп трудности при артикуляции делают готическое небо, укорочение подъязычной связки, которые нередко выявляются у малышей с дизартрией.

Малый дизартрический синдром (совокупность симптомов с общим патогенезом) охарактеризовывает отсутствие грубых нарушений речевой моторики. Артикуляция нечеткая, смазанная. Частыми фонетическими недостатками служат сигматизм шипящих и свистящих, ротацизм, недостаток озвончения. Может быть недоразвитие фонематических действий (ФФН).

Отягощения

Дизартрия относится к томным нарушениям речи, влияет на формирование всех языковых подсистем у малышей. Ограниченность речевой практики приводит к задержке психологического развития, понижению познавательной активности. В школьном возрасте детки обычно сталкиваются с неувязкой специфичных расстройств развития школьных способностей (дисграфией, дискалькулией, дислексией). Может быть формирование комплекса неполноценности, связанного с ограниченными физическими и речевыми способностями, недобрым отношением сверстников, необходимостью нередких госпитализаций.

Диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента)

Из сопроводительной мед документации логопед-дефектолог получает нужные сведения о сопутствующих диагнозах малыша, его психоневрологическом статусе, результатах инструментальной диагностики (церебральной МРТ (Магнитно-резонансная томография — томографический метод исследования внутренних органов и тканей с использованием физического явления ядерного магнитного резонанса), ЭНМГ, ЭЭГ). В процессе беседы с родителями уточняет ранее психомоторное (связанное с нервно-двигательным аппаратом, с двигательным возбуждением) и речевое развитие пациента, динамику заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности), животрепещущие жалобы. Логопедическая диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента) дизартрии включает:

  1. Оценку строения и функции артикуляционного аппарата. Обращается внимание на выраженность и симметричность носогубных складок, состояние тонуса лицевой мускулатуры, наличие слюнотечения, синкинезий. Производятся статические и динамические многофункциональные пробы на дизартрию.
  2. Исследование дыхания и голоса. Определяется тип, ритм, размер дыхания, тембр и модулированность голоса. У малышей с дизартрией дыхание поверхностное, неровное, глас – слабенький, назальный, однообразный.
  3. Обследование лексико-грамматической подсистемы. Выясняется состояние сенсорной и моторной речи, размер лексического припаса. Исследуются способности словоизменения, согласования, умение составлять фразу и связное выражение.
  4. Обследование фонематических действий: Проводятся испытания на акустическое различение фонем, сформированность фонематического синтеза, анализа, представлений. Исследуется слуховая дифференциация всех оппозиционных фонем (звонких-глухих, ротовых-носовых, свистящих-шипящих, заднеязычных-переднеязычных и т.д.).
  5. Обследование фонетической подсистемы языка. Начинается с проверки гласных и звуков ранешнего онтогенеза. Потом исследуется произношение всех других фонем, состояние звуко-слоговой структуры слов, просодики.

При диагностике дизартрии нередко выявляются сопутствующая неврологическая симптоматика: гиперсаливация, синкинезии, рефлексы (Рефлекс лат. reflexus — прил. повёрнутый назад, отражённый; сущ. отражение — простейшая бессознательная реакция организма на раздражение) орального автоматизма, гиперкинезы, оральная апраксия. В логопедическом заключении указывается речевой статус (ОНР, ФФН) и клиническая форма дизартрического синдрома.

Исцеление дизартрии у малышей

Терапия (Терапия от греч. [therapeia] — лечение, оздоровление) и реабилитация

Мед терапия (Терапия от греч. [therapeia] — лечение, оздоровление), физическая реабилитация и логопедическая работа неразрывно соединены меж собой и должны проводиться параллельно. Вместе с логопедом, малышей с дизартрией наблюдают детский невропатолог, доктор ЛФК. В течение года пациенты должны проходить несколько курсов поддерживающего медикаментозного исцеления с приемом ноотропов, нейропротекторов, сосудистых препаратов.

Неотклонимым является проведение немедикаментозных мероприятий: ЛФК, массажа, физиотерапии, гидрокинезиотерапии, рефлексотерапии. Неплохим реабилитационным потенциалом владеют новейшие технологии, показавшиеся в крайние годы: Бобат-терапия, Войта-терапия, способ Кастильо Моралес.

Логопедическая корректировка

Главными стратегическими задачками и содержанием работы с детками, страдающими дизартрией, являются:

  1. Нормализация тонуса артикуляционной мускулатуры: дифференцированный логопедический массаж, пассивно-активная речевая гимнастика, логопедическое тейпирование.
  2. Развитие общей и узкой моторики: логопедическая ритмика, пальчиковая гимнастика, биоэнергопластика, су-джок терапия (Терапия от греч. [therapeia] — лечение, оздоровление).
  3. Развитие функции дыхания и силы голоса: дыхательные, фонопедические упражнения.
  4. Корректировка нарушенных речевых действий: формирование лексического припаса, грамматического строя, развитие фонематических функций, звукопостановка.

Индивидуальностью логопедической работы с ребенком-дизартриком является сложность выработки и закрепления артикуляционных укладов, их четкой переключаемости, ввиду что процесс автоматизации звуков может растягиваться на неопределенное время. Логопедические занятия при дизартрии у малышей проводятся годами, часто прямо до средней и старшей школы.

Прогноз и профилактика

Предстоящая социализация малышей, имеющих дизартрические расстройства, впрямую зависит от предпосылки и выраженности речевой и неврологический симптоматики, полноты лечебно-коррекционных мероприятий. Детки со стертой дизартрией отлично возмещатся в процессе занятий, обычно не имеют заморочек с коммуникацией и самореализацией. Детки-инвалиды, имеющие суровые двигательные нарушения, когнитивное понижение, требуют неизменной помощи и ухода.

Профилактика дизартрии ориентирована на предупреждение причин, вызывающих речевые нарушения: травм головы, нейроинфекций, церебральной гипоксии, токсических действий на мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) на всех шагах онтогенеза. Ранее воззвание к логопеду дозволяет избежать психических травм, связанных с трудностями общения и обучения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»