Нарушения речи

Дислалия (Косноязычие)

Дислалия – это разные недостатки звукопроизношения у лиц с обычным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. Дислалия проявляется отсутствием, подменами, смешением либо искажениями звуков в устной речи. При дислалии проводится логопедическое обследование строения и подвижности речевого аппарата, состояния звукопроизношения и фонематического слуха, по мере необходимости – консультации дантиста, невролога, отоларинголога. Логопедическое действие при дислалии включает 3 шага: предварительный, формирование первичных произносительных способностей, формирование коммуникативных способностей.

Оглавление

Общие сведения

Дислалия – нарушение нормативного произношения и потребления звуков речи, не связанное с органическим повреждением ЦНС (центральная нервная система, головной мозг) либо органов слуха. Дислалия является более всераспространенным в логопедии речевым нарушением, которое встречается у 25-30% (по неким данным – у 52,5%) дошкольников (5-6 лет), 17-20% младших школьников (1-2 класс) и у 1% деток наиболее старшего возраста. В крайние годы в структуре дислалии преобладающими стали полиморфные нарушения звукопроизношения, которые препятствуют предстоящему нормальному овладению письменной речью и содействуют появлению дисграфии и дислексии.

Дислалия

Дислалия

Предпосылки

Предпосылки механической дислалии

В базе неверного звукопроизношения при механической дислалии лежат органические недостатки периферического артикуляционного аппарата (языка, губ, зубов, челюстей). Посреди аномалий строения языка и губ, приводящих к дислалии, встречаются:

  • маленькая уздечка языка либо верхней губки. При укороченной подъязычной связке, до этого всего, мучается произношение верхнеязычных звуков.
  • макроглоссия (мощный, язык), микроглоссия (узенький, небольшой язык). Макро- и микроглоссия обычно наблюдаются у деток с общим физическим либо интеллектуальным недоразвитием
  • толстые, неподвижные губки. При аномалиях губ отмечаются недостатки губных и губно-зубных звуков.

Анатомические недостатки зубочелюстной системы, обусловливающие механическую дислалию, могут иметь прирожденный нрав или возникать вследствие болезней и травм. Недостатки строения костной базы речевого аппарата представлены:

Необходимо подчеркнуть, что нарушения произношения, связанные с таковыми органическими недостатками речевого аппарата, как расщелины верхней губки, мягенького и твердого нёба, относятся не к дислалии, а к ринолалии.

Предпосылки многофункциональной дислалии

При многофункциональной дислалии строение артикуляционного аппарата не изменено, т. е. отсутствует органическая база для нарушения звукопроизношения. В этом случае причинами дислалии выступают неблагоприятные социальные либо био причины.

  • Социальные причины: подражание деток неверной речи взрослых (торопливой, косноязычной, диалектной), подражание взрослых детскому лепету («сюсюканье»), случаи билингвизма в семье, педагогическая запущенность.
  • Био причины: общая физическая ослабленность у нередко болеющих деток, малая мозговая нефункциональность (ММД), содействующая запаздыванию речевого развития, несформированности фонематического слуха, речевых укладов и их переключений.

Систематизация

С учетом обстоятельств нарушения звукопроизношения выделяют механическую (органическую) и многофункциональную дислалию. Механическая дислалия связана с недостатками анатомического строения артикуляционного аппарата. Многофункциональная дислалия обоснована соц факторами или обратимыми нейродинамическими нарушениями в коре мозга. Многофункциональная дислалия, в свою очередь, разделяется на:

  • моторную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речедвигательного анализатора). При моторной дислалии движения губ и языка стают в некой степени неточными и недифференцированными, что обусловливает приблизительность артикуляции звуков, т. е. их искажение (фонетический недостаток).
  • сенсорную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речеслухового анализатора). При сенсорной многофункциональной дислалии затрудняется слуховая дифференциация акустически схожих фонем (жестких и мягеньких, глухих и гулких, шипящих и свистящих), что сопровождается смешением и подменами звуков в устной речи (фонематический недостаток) и однотипным подменам букв на письме.
  • сенсомотрную. В случае одновременного наличия сенсорной и моторной дефицитности молвят о сенсомоторной форме дислалии.

Зависимо от несформированности тех либо других признаков звуков (акустических либо артикуляторных) и нрава недостатка (фонетического либо фонематического) выделяют дислалию:

  • акустико-фонематическую;
  • артикуляторно-фонематическую;
  • артикуляторно-фонетическую.

С учетом количества нарушенных звуков дислалия быть может обычной (при неверном произношении 1-4 звуков) и сложной (при дефектном произношении наиболее 4-х звуков). Если нарушается произношение звуков из одной артикуляционной группы (к примеру, лишь шипящих либо свистящих), молвят о мономорфной дислалии; если из различных артикуляционных групп (к примеру, свистящих и шипящих сразу) – о полиморфной дислалии.

Фонетические недостатки произношения звуков различных групп (преломления) при дислалии принято обозначать определениями, образованными от букв греческого алфавита:

  • Ротацизм – недочеты произношения [р] и [р’]
  • Ламбдацизм — недочеты произношения [л] и [л’]
  • Сигматизм — недочеты произношения шипящих [ж], [ш], [щ], [ч] и свистящих [с], [с’], [з], [з’]
  • Йотацизм – недочеты произношения [й]
  • Гаммацизм – недочеты произношения [г] и [г’]
  • Каппацизм – недочеты произношения [к] и [к’]
  • Хитизм — недочеты произношения [х] и [х’]
  • Недостатки озвончения и оглушения – подмены гулких согласных парными глухими и напротив
  • Недостатки смягчения и твердости — подмены мягеньких согласных парными жесткими звуками и напротив

При дислалии нередко встречаются сложные комбинированные недостатки (сигматизм + ротацизм, ламбдацизм + ротацизм, сигматизм/ротацизм + недостатки смягчения и т. д.).

В этом случае, если при дислалии имеет пространство фонематический недостаток (подмены звуков), к наименованию недочеты звукопроизношения прибавляется приставка «пара-»: параротацизм, параламбдацизм, парасигматизм, парайотацизм, парагаммацизм, паракаппацизм, парахитизм.

Симптомы (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности) дислалии

Недостатки звукопроизношения при дислалии представлены пропусками, подменами, смешениями и искажениями звуков.

  1. Пропуск звука — его полное выпадение в той либо другой позиции (сначала, посреди или в конце слова).
  2. Подмена звука – это стойкое замещение 1-го звука иным, также присутствующим в фонетической системе родного языка. Звуковые подмены вызваны неразличением фонем по узким артикуляторным либо акустическим признакам. При дислалии могут заменяться звуки, разные по месту артикуляции либо способу образования, по признаку звонкости-глухости либо твердости-мягкости.
  3. Смешение звуков — ребенок повсевременно путает два верно произносимых звука в речевом потоке (т. е. употребляет их то уместно, то неуместно). В этом случае механизм дислалии связан с незаконченностью усвоения системы фонем.
  4. Искажение звуков – это ненормированное произношение, внедрение в речи звуков, отсутствующих в фонетической системе российского языка (к примеру, велярное либо увулярное произнесение [р], межзубное либо боковое произнесение [с] и др.). Искажение звуков обычно встречается при механической дислалии.

При многофункциональной дислалии, обычно, нарушается произношение 1-го либо нескольких звуков; в случае механической дислалии – группы схожих по артикуляции звуков. Так, открытый фронтальный прикус будет содействовать межзубному проигрыванию звуков переднеязычной артикуляции ([з], [с], [ц], [ч], [ж], [ш], [щ], [д], [т], [л], [н]), так как краешек языка не может удерживаться за фронтальными зубами.

Лексико-грамматическая сторона речи при дислалии формируется в согласовании с годами: имеется довольно развитая словарная база, не искажается слоговая структура слова, верно употребляются падежные окончания, единичное и множественное число, имеется довольно высочайший уровень развития связной речи.

Вместе с патологическими формами дислалии в логопедии выделяют так именуемую физиологическую дислалию, возрастное косноязычие либо физиологические несовершенства речи, обусловленные возрастной несформированностью фонематического слуха либо движений органов артикуляции. Такие недочеты звукопроизношения в норме исчезают без помощи других к 5 годам.

Диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента)

Диагностическое обследование речи при дислалии начинают с выяснения особенностей течения беременности и родов у мамы, перенесенных болезней у малыша, ранешнего психомоторного и речевого развития, состояния био слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата (по мед документации). Потом логопед перебегает к исследованию строения и подвижности органов артикуляционного аппарата методом зрительного осмотра и оценки выполнения серии упражнений по подражанию.

Фактически диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента) устной речи при дислалии включает обследование состояния звукопроизношения и выявление дефектно произносимых звуков с внедрением соответственного дидактического материала. В процессе логопедического обследования выявляется нрав нарушения (отсутствие, подмена, смешение, искажение звуков) в разных позициях — изолированно, в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных), словах (сначала, середине, конце), фразах, текстах. Потом проверяется состояние фонематического слуха – способность к слуховой дифференциации всех коррелирующих фонем.

В логопедическом заключении отражается форма дислалии (механическая либо многофункциональная), вид дислалии (артикуляторно-фонематическая, акустико-фонематическая, артикуляторно-фонетическая), разновидность неверного звукопроизношения (ротацизм, сигматизм и т. д.).

Дифференциальная диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента)

При механической дислалии ребенку может потребоваться консультация дантиста (стоматолога-хирурга, ортодонта); при многофункциональной дислалии – детского невролога. Для исключения тугоухости проводится консультация детского отоларинголога и исследование функции слухового анализатора. Дифференциальную диагностику дислалии, до этого всего, следует проводить со стертой дизартрией.

Корректировка дислалии

Работа по корректировки дислалии выстраивается в согласовании с 3-мя шагами работы: предварительным, шагом формирования первичных произносительных способностей и шагом формирования коммуникативных способностей.

  1. Предварительный шаг. При механической дислалии нужно устранение анатомических изъянов в строении артикуляционного аппарата (пластика уздечки языка либо верхней губки, курс ортодонтического исцеления). При моторной многофункциональной дислалии проводится развитие речевой моторики (артикуляционная гимнастика, логомассаж); при сенсорной многофункциональной дислалии – развитие фонематических действий. Также для правильного звукопроизношения принципиальным является формирование направленной воздушной струи, развитие маленькой моторики, отработка произношения опорных звуков.
  2. Шаг формирования первичных произносительных способностей. Включает постановку изолированного звука (по подражанию, с механической помощью, т. е. с внедрением логопедических зондов либо смешанным методом); автоматизацию звука в слогах, словах, предложениях и текстах и дифференциацию звуков (при их смешении).
  3. Шаг формирования коммуникативных способностей. На заключительном шаге по корректировки дислалии формируются способности безошибочного потребления отработанных звуков во всех ситуациях общения.

Логопедические занятия по корректировки дислалии должны проводиться часто, не пореже 2-3-х раз в недельку. Принципиально, чтоб дома также производились задания логопеда и артикуляционная гимнастика. Длительность занятий при обычной дислалии — от 1 до 3-х мес.; при сложной дислалии – 3-6 мес.

Прогноз и профилактика

Почти всегда дислалия удачно поддается корректировки. Удачливость и сроки преодоления дислалии определяются сложностью недостатка, возрастными и персональными чертами малыша, регулярностью занятий, ролью родителей. У дошкольников недостатки звукопроизношения корригируются резвее, чем у школьников, у учеников младших классов – резвее, чем у учеников среднего и старшего звена.

Профилактика дислалии просит своевременного выявления анатомических нарушений в строении органов речи, свита малыша правильными эталонами для речевого подражания, всестороннюю заботу о физическом развитии и здоровье деток.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»