Нарушения речи

Дисграфия

Дисграфия – это частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (либо распадом) психологических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, обычными и циклическими ошибками на письме, которые не исчезают без помощи других, без целенаправленного обучения. Диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента) дисграфии включает анализ письменных работ, обследование устной и письменной речи по специальной методике. Коррекционная работа по преодолению дисграфии просит устранения нарушений звукопроизношения, развития фонематических действий, лексики, грамматики, связной речи, неречевых функций.

Оглавление

Общие сведения

Дисграфия – специальные недочеты письма, вызванные нарушением ВПФ, принимающих роль в процессе письменной речи. Согласно исследованиям, дисграфия выявляется у 53 % учащихся вторых классов и 37-39% учащихся среднего звена, что гласит о стойкости данной формы речевого нарушения. Высочайшая распространенность дисграфии посреди школьников связана с тем фактом, что около половины выпускников детских садов поступают в 1-ый класс с ФФН либо ОНР, при наличии которых неосуществим процесс настоящего овладения грамотой.

По степени выраженности расстройств процесса письма в российскей логопедии различают дисграфию и аграфию. При дисграфии письмо искажается, но продолжает работать как средство общения. Аграфию охарактеризовывает первичная неспособность завладеть способностями письма, их полная утрата. Так как письмо и чтение неразрывно соединены, нарушение письма (дисграфия, аграфия) обычно сопровождается нарушением чтения (дислексией, алексией).

Дисграфия

Дисграфия

Предпосылки дисграфии

Овладение действием письма находится в тесноватой связи со степенью сформированности всех сторон устной речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Потому в базе развития дисграфии могут лежать те же органические и многофункциональные предпосылки, которые вызывают дислалию, алалию, дизартрию, афазию, задержку речевого развития (ЗРР).

  1. Органические предпосылки. К следующему возникновению дисграфии может приводить недоразвитие либо поражение мозга в пренатальном, натальном, постнатальном периодах: патология беременности, родовые травмы, асфиксия, менингиты и энцефалиты, инфекции (Термин означает различные виды взаимодействия чужеродных микроорганизмов с организмом человека) и томные соматические заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности), вызывающие истощение нервной системы малыша.
  2. Социально-психологические причины. Включают двуязычие (билингвизм) в семье, нечеткую либо некорректную речь окружающих, недостаток речевых контактов, невнимание к речи малыша со стороны взрослых, необоснованно преждевременное обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками) малыша грамоте при отсутствии у него психической готовности.

Группу риска по появлению дисграфии составляют детки с конституциональной расположенностью, разными речевыми нарушениями, ЗПР. К дисграфии либо аграфии у взрослых почаще всего приводят черепно-мозговые травмы, инсульты, опухоли (Опухоль (син. новообразование, неоплазия, неоплазма) — патологический процесс, представленный новообразованной тканью) мозга, нейрохирургические вмешательства.

Патогенез

Письмо является сложным многоуровневым действием, в реализации которого участвуют разные анализаторы: речедвигательный, речеслуховой, зрительный, двигательный, осуществляющие поочередный перевод артикулемы в фонему, фонемы в графему, графемы в кинему. Залогом удачного овладения письмом является довольно высочайший уровень развития устной речи. Но, в отличие от устной речи, письменная речь может развиваться лишь при условии целенаправленного обучения.

В согласовании с современными представлениями, патогенез дисграфии у малышей связан с несвоевременным становлением процесса латерализации функций мозга, в т. ч. установления доминантного по управлению речевыми функциями огромного полушария. В норме эти процессы должны быть завершены к началу школьного обучения. В случае задержки латерализации и наличия у малыша укрытого левшества корковый контроль над действием письма нарушается. При дисграфии имеет пространство несформированность ВПФ (восприятия, памяти, мышления), эмоционально-волевой сферы, зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений, фонематических действий, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи.

Исходя из убеждений психолингвистики, механизмы дисгрфии рассматриваются как нарушение операций порождения письменного выражения: плана и внутреннего программирования, лексико-грамматического структурирования, деления предложения на слова, фонематического анализа, соотнесения фонемы с графемой, моторной реализации письма под зрительным и кинестетическим контролем.

Систематизация

Зависимо от несформированности либо нарушения той либо другой операции письма выделяют 5 форм дисграфии:

  • артикуляторно-акустическую дисграфию, связанную с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия;
  • акустическую дисграфию, связанную с нарушением фонемного определения;
  • дисграфию на почве несформированности языкового анализа и синтеза;
  • аграмматическую дисграфию, связанную с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи;
  • оптическую дисграфию, связанную с несформированностью зрительно-пространственных представлений.

Вместе с «незапятнанными» формами дисграфии, в логопедической практике встречаются смешанные формы. Современная систематизация выделяет:

I. Специальные нарушения письма:

1. Дисграфии:

  • Дисфонологические дисграфии (паралалические, фонематические).
  • Метаязыковые дисграфии (диспраксические либо моторные, дисграфии вследствие нарушения языковых операций).

2. Дизорфографии:

  • Морфологические дизорфографии.
  • Синтаксические дизорфографии.

II. Неспецифические нарушения письма, связанные с педагогической запущенностью, ЗПР, УО и т. д.

Симптомы (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности) дисграфии

Признаки, характеризующие дисграфию, включают обычные и повторяющиеся на письме ошибки стойкого нрава, не связанные с неведением правил и норм языка. Обычные ошибки, встречающиеся при разных видах дисграфий, могут проявляться:

  • смешением и подменами графически схожих рукописных букв (ш-щ, т-ш, в-д, м-л) либо фонетически схожих звуков на письме (б–п, д–т, г–к, ш-ж);
  • искажением буквенно-слоговой структуры слова (пропусками, перестановками, добавлением букв и слогов);
  • нарушением слитности и раздельности написания слов;
  • аграмматизмами на письме (нарушением словоизменения и согласования слов в предложении).

Не считая этого, при дисграфии детки пишут медлительно, их почерк обычно тяжело различим. Могут иметь пространство колебания высоты и наклона букв, соскальзывания со строчки, подмены строчных букв строчными и напротив. О наличии дисграфии можно гласить лишь опосля того, как ребенок завладевает техникой письма, т. е. не ранее 8–8,5 лет.

Достаточно нередко при дисграфии выявляется неречевая симптоматика: неврологические (неврология — раздел медицины, занимающийся вопросами возникновения заболеваний центральной и периферической нервной системы) нарушения, понижение работоспособности, отвлекаемость, гиперактивность, понижение размера памяти и др.

Артикуляторно-акустическая дисграфия

В случае артикуляторно-акустической дисграфии специальные ошибки на письме соединены с неверным звукопроизношением (как произносит, так и пишет). В этом случае подмены и пропуски букв на письме повторяют надлежащие звуковые ошибки в устной речи. Артикуляторно-акустическая дисграфия встречается при полиморфной дислалии, ринолалии, дизартрии (т. е. у малышей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи).

Акустическая дисграфия

При акустической дисграфии звукопроизношение не нарушено, но фонематическое восприятие сформировано недостаточно. Ошибки на письме носят нрав замен букв, соответственных фонетически схожим звукам (свистящих — шипящими, гулких – глухими и напротив, аффрикат — их компонентами).

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Характеризуется нарушением деления слов на слоги, а предложений на слова. При данной форме дисграфии ученик пропускает, повторяет либо переставляет местами буковкы и слоги; пишет излишние буковкы в слове либо не дописывает окончания слов; пишет слова с предлогами слитно, а с приставками раздельно. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза встречается посреди школьников более нередко.

Аграмматическая дисграфия

Различается множественными аграмматизмами на письме: неверным конфигурацией слов по падежам, родам и числам; нарушением согласования слов в предложении; нарушением предложных конструкций (неверной последовательностью слов, пропусками членов предложения и т. п.). Аграмматическая дисграфия обычно сопутствует общему недоразвитию речи, обусловленному алалией, дизартрией.

Оптическая дисграфия

При оптической дисграфии на письме заменяются либо смешиваются графически схожие буковкы. Если нарушается узнавание и проигрывание изолированных букв, молвят о литеральной оптической дисграфии; если нарушается начертание букв в слове, — о вербальной оптической дисграфии. К обычным ошибкам, встречающимся при оптической дисграфии, относится недописывание либо добавление частей букв («л» заместо «м»; «х» заместо «ж» и напротив), зеркальное написание букв.

Диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента)

Для выявления органических обстоятельств дисграфии, также исключения изъянов зрения и слуха, которые могут привести к нарушениям письма, нужны консультации невролога (детского невролога), окулиста (детского офтальмолога), отоларинголога (детского ЛОРа). Обследование уровня сформированности речевой функции проводится логопедом.

Задачками диагностики письменной речи служат разграничение дисграфии с простым неведением правил правописания, также определение ее формы. Обследование при дисграфии осуществляется в несколько шагов:

  • проводится исследование и анализ письменных работ;
  • пристально изучается общее и речевое развитие малыша для выяснения вероятных обстоятельств дисграфии;
  • обращается внимание на состояние ЦНС (центральная нервная система, головной мозг), зрения, слуха;
  • исследуется строение артикуляционного аппарата, речевая и ручная моторика, определяется ведущая рука;
  • делается оценка состояния звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза; слуховой дифференциации звуков; слоговой структуры слова; особенностей словарного припаса и грамматического строя речи.

Лишь опосля всестороннего исследования сформированности устной речи перебегают к обследованию письменной речи: ребенку либо взрослому с дисграфией даются задания на списывание печатного и рукописного текста, письмо под диктовку, составление описания по картинке, чтение слогов, слов, текстов и т. п. На основании анализа обычных ошибок, отраженных в протоколе обследования речи, выносится логопедическое заключение.

Корректировка дисграфии

Логопедическая работа по корректировки дисграфии выстраивается с учетом устройств и формы нарушения письменной речи. Общие подходы к преодолению дисграфии подразумевают восполнение пробелов в звукопроизношении и фонематических действиях; обогащение словаря и формирование грамматической стороны речи; развитие связной речи.

Принципиальное значение в структуре логопедических занятий по корректировки дисграфии занимает развитие аналитико-синтетической деятельности, слухового и пространственного восприятия, памяти, мышления, двигательной сферы. Приобретенные способности устной речи закрепляются при помощи письменных упражнений.

По основному заболеванию лицам с дисграфией и аграфией могут назначаться курсы медикаментозной терапии (терапия — процесс, для снятия или устранения симптомов и проявлений заболевания) и реабилитационного исцеления (физиотерапия, массаж, ЛФК, гидротерапия).

Прогноз и профилактика

Для преодоления дисграфии требуется слаженная работа логопеда, преподавателя, невролога, малыша и его родителей (либо взрослого пациента). Так как нарушения письма без помощи других не исчезают в процессе школьного обучения, детки с дисграфией должны получать логопедическую помощь на школьном логопункте.

Предупреждение дисграфии обязано начинаться еще до начала обучения малыша грамоте. В профилактическую работу нужно включать целенаправленное развитие ВПФ, содействующих нормальному овладению действиями письма и чтения, сенсорных функций, пространственных представлений, слуховых и зрительных дифференцировок, конструктивного праксиса, графомоторных способностей. Принципиальное значение имеет своевременная корректировка нарушений устной речи, преодоление фонетического, фонетико-фонематического и общего недоразвития речи.

Сложную делему представляет вопросец оценки успеваемости по русскому языку малышей с дисграфией. В период проведения коррекционной работы целенаправлено производить совместную проверку контрольных работ по русскому языку учителем и логопедом, выделение специфичных дисграфических ошибок, которые не должны учитываться при выставлении оценки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»