Нарушения речи

Динамическая афазия (Лобная афазия)

Динамическая афазия — это нарушение формирования выражений активной речи, обусловленное поражением префронтальной лобной коры. Клинически проявляется отсутствием инициации выражений, односложностью, упрощённостью ответов на поставленные вопросцы, повторением фраз собеседника, недостающим осознанием длинноватых сообщений. Диагностируется динамическая форма афазии с учетом данных неврологического осмотра, логопедического и психического обследования, томографических, сосудистых исследовательских работ. Корректировка речевого недостатка проводится путём логопедических занятий, фармакотерапии на фоне этиотропного исцеления и общеукрепляющих мероприятий.

Оглавление

Общие сведения

Как отдельный вид нарушений речи динамическая афазия была выделена в 1934 году германским психиатром К. Клейстом, который называл данную форму афазии «немоторной спонтанной речью». В следующем ее исследованием занимался российский невролог А.Р. Лурия, определивший центральный симптом (один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания) патологии. Его последователи установили, что динамическая афазия представляет собой нарушение внутренней речи, обусловленное апраксией — расстройством планирования и дизайна речевого выражения.

Так как данная патология возникает при поражении лобных отделов мозговой коры, отдельные спецы в области неврологии употребляют заглавие «лобная афазия». Динамическая форма фактически не встречается у левшей, что соединено с наличием больших компенсаторных способностей соответственных отделов правого полушария.

Динамическая афазия

Динамическая афазия

Предпосылки

Речевое расстройство обосновано очагом поражения заднелобных отделов префронтальной коры левого полушария, относящихся к третичным полям 3-го многофункционального блока. Более нередко наблюдается травматическая, сосудистая, опухолевая этиология. Главными этиофакторами выступают:

  • Черепно-мозговые травмы. Повреждение тканей лобной толики происходит в итоге сотрясения, размозжения, внутреннего кровоизлияния. Вторичное поражение нейронов провоцируется нарастанием посттравматического отёка, развитием воспалительных действий, повышением внутримозговой гематомы, приводящей к компрессии окружающих тканей.
  • Цереброваскулярная патология. Почаще возникновение речевых нарушений соединено с наточенными сосудистыми катастрофами (ишемическим, геморрагическим инфарктом) в бассейне фронтальной мозговой артерии (артерии — сосуды, несущие кровь от сердца к органам, в отличие от вен, в которых кровь движется к сердцу). К нефункциональности нейронов коры также способна привести приобретенная ишемия (Ишемия (лат. ischaemia, — задерживаю, останавливаю — кровь) — местное малокровие, чаще обусловленное сосудистым фактором (сужением или полной обтурацией просвета артерии), приводящее к временной дисфункции или стойкому повреждению ткани или органа) мозга, возникающая при церебральном атеросклерозе, гипертонии, сладком диабете, амилоидозе сосудов.
  • Заразно-воспалительные заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности). Формирующиеся в лобных отделах воспалительные очаги различной этиологии вызывают фокальное повреждение лобной коры, нарушение её взаимосвязей с другими церебральными структурами. В итоге развивается нефункциональность отделов мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека), отвечающих за речевой праксис.
  • Церебральные (относящиеся к головному мозгу, мозговые) опухоли (Опухоль (син. новообразование, неоплазия, неоплазма) — патологический процесс, представленный новообразованной тканью) лобной локализации (глиомы, астроцитомы). При инвазивном типе опухолевого роста смерть нейронов обоснована их деструкцией, при относительной доброкачественности процесса нефункциональность вызвана компрессией мозговых тканей вследствие роста новообразования. Сдавление и опухолевая инвазия лобной коры также вероятны при локализации неоплазии в оболочках мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) (менингиомы, меланомы).
  • Дегенеративные процессы. Болезнь Альцгеймера, лейкодистрофии, болезнь Пика сопровождаются прогрессирующей дегенерацией церебральных структур, в том числе лобной коры. Дегенеративные процессы приводят к утрате нейронами их главных функций, апоптозу. В исходной фазе заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности) вместе с другими нарушениями праксиса может развиться динамическая афазия.

Патогенез

Задние отделы первой лобной извилины относятся к речевому отделу третьего структурно-функционального блока мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека), отвечающего за программирование и регуляцию психологической деятельности. Поражение данной области ведёт к нарушению развёртывания внутренней программки выражения, грамматического конструирования, что проявляется расстройством речевой предикативности. Теряется грамматическая схема предложения, согласованность его членов, отсутствует сказуемое.

Утрата возможности создавать внутренний план выражения обуславливает резкое понижение спонтанной речевой продукции прямо до её полного отсутствия. При широком поражении динамическая афазия смешивается с идеаторной апраксией, акалькулией вследствие дезорганизации последовательности счётных операций. Дезинтеграция целенаправленного поведения провоцирует проявления так именуемой «лобной психики» — нарушение формирования целей, отсутствие мотивации, конфигурации эмоционально-личностной сферы.

Систематизация

Клиническое значение имеет осознание, на каком конкретно шаге формирования речевого выражения происходит сбой. В согласовании с современными представлениями российские логопеды выделяют две группы пациентов, различающихся уровнем нефункциональности и способностью к восстановлению:

  • 1-я группа — нездоровые с первичным нарушением звена внутреннего программирования выражения. Отсутствует мотивация к восстановлению. Реабилитация непростая, долгая.
  • 2-я группа — пациенты с первичным расстройством грамматического конструирования. Критика наиболее сохранна, имеется мотивация. Восстановление проходит проще и резвее.

Для подбора более действенных методик логопедической корректировки принципиально найти степень утраты возможности к построению спонтанных речевых выражений. С учетом выраженности речевой нефункциональности динамическая афазия классифицируется на три степени тяжести:

  • Лёгкая — вероятны развёрнутые спонтанные выражения. Речь характеризуется стереотипностью, наличием аграмматизмов, глагольной слабостью. Выявляются трудности осознания переносного значения выражений.
  • Среднетяжёлая — спонтанная речь представлена маленькими стереотипными фразами. Наблюдается аграмматизм, отсутствие глаголов. Речевая активность низкая, преобладает диалогическая речь.
  • Тяжёлая — спонтанная речь фактически отсутствует. Может быть употребление речевых штампов. Пациенты нуждаются в стимуляции речи снаружи. Отмечается телеграфный стиль речи. Диалогическая речь доступна в форме односложных ответов «да»/«нет».

Симптомы (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности) динамической афазии

Главным симптомом (одним, отдельным признаком заболевания) является трудность формирования активного выражения. Активная речь резко снижена: нездоровой не задаёт вопросцев, не обращается с просьбами. Речевая активность просит неизменной стимуляции снаружи. Произносятся отдельные несвязанные фрагменты, главные звенья выражения не определяются. Уменьшено употребление глаголов, предлогов, местоимений, существительные ставятся в именительном падеже. Динамическая афазия тяжёлой степени различается полным отсутствием активной речевой продукции — пациент молчит. Может быть автоматическое повторение выражений собеседника (эхолалия), время от времени — его движений (эхопраксия).

В лёгких вариантах наблюдается стереотипность выражений, общее обеднение фраз, употребление закреплённых ранее бытовых и проф оборотов, нарушения согласования слов в предложении. Артикуляция, произношение отдельных звуков вполне сохранны. Выразительность, чувственная расцветка выражения снижены.

Зависимо от тяжести поражения диалоговая речь сводится к односложным маленьким ответам либо наиболее развёрнутым, но стереотипным высказываниям. Часто ответ повторяет сформулированный вопросец. «Вы вчера занимались?» – «Мы вчера занимались». Пересказ текста, рассказ по сюжетной картинке затруднён либо вполне недоступен. Лёгкая афазия характеризуется трудностями конструирования сложных фраз. В ряде всевозможных случаев наблюдаются псевдомнестические трудности называния предметов, вспоминания географических заглавий, которые деблокируются подсказкой первого слога нужного слова.

Динамическая афазия протекает на фоне сниженной возможности к концентрации внимания, замедленности мышления, утраты критики к собственному недостатку. Вследствие резвого истощения внимания отмечается расстройство осознания обращённой речи, в особенности длинноватых сложных фраз.

Письменная речь почти во всем сохранна. Дисграфия наблюдается при написании под диктовку длинноватых предложений, попытках сделать текст собственного сочинения. Дислексия обоснована невнимательностью, выражается пропуском слов, словосочетаний, нехорошим осознанием прочитанного. Вероятна акалькулия, выражающаяся в затруднениях определения последовательности выполнения арифметических операций. Доступными пациенту остаются поочередный счёт, решение простых примеров.

При широком повреждении лобных толикой тяжёлая динамическая афазия сопровождается апраксией, элементами «лобной психики»: потерей энтузиазма к окружающему, апатией, депрессией, заторможенностью, полным отсутствием мотивации. Двигательные расстройства выражены мало.

Отягощения

Отсутствие активной речевой продукции при понижении критики приводит к резкому нарушению коммуникативных способностей. Молчащий пациент неспособен попросить о помощи, при невнимательном отношении окружающих не может удовлетворить простые потребности. Конфигурации психоэмоциональной сферы, нарушения внимания и мотивации значительно затрудняют логопедическое восстановление. При отсутствии речевой корректировки динамическая афазия приобретает стойкий резидуальный нрав, инвалидизирует хворого до конца жизни.

Диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента)

Речевые нарушения выявляются при первой попытке установления вербального контакта. Данные анамнеза помогают представить нрав церебрального поражения. Последующие обследования ориентированы на уточнение вида афазии, её дифференцировку от психогенных, артикуляционных расстройств, определение этиологии, нрава и размеров происходящего в церебральных тканях патологического процесса. Список исследовательских исследовательских работ включает:

  • Осмотр невролога. На 1-ый план выходят индивидуальности поведения, замедленность мышления, невнимательность, чувственная обеднённость хворого, отсутствие активной речи. Двигательная сфера в большей степени сохранна. Наблюдается апраксия.
  • Консультацию логопеда. Диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента) устной речи выявляет соответствующие симптомы (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности), дозволяет найти степень и вид динамической афазии. Добавочно проводится диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента) письменной речи, относительная сохранность которой помогает дифференцировать динамическую форму афазии от иных нарушений.
  • Консультацию психиатра. Нужна для исключения психогенного мутизма, выявления психологических расстройств, «лобной психики». Включает беседу, психологическое тестирование, наблюдение за поведением хворого.
  • Церебральную томографию (получение изображения внутренней структуры объекта). Дозволяет уточнить морфологический субстрат основного заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности). В случае ЧМТ, посттравматической гематомы, поражения мозговых оболочек желательно проведение КТ (Компьютерная томография — метод неразрушающего послойного исследования внутренней структуры объекта) мозга. В диагностике нарушений церебрального кровообращения (Кровообращение — важный фактор в жизнедеятельности организма человека и ряда животных), внутримозговых опухолей, дегенеративных действий применяется МРТ (Магнитно-резонансная томография — томографический метод исследования внутренних органов и тканей с использованием физического явления ядерного магнитного резонанса) мозга. Исследование церебрального метаболизма делается с помощью ПЭТ-КТ (Компьютерная томография — метод неразрушающего послойного исследования внутренней структуры объекта), МР-спектроскопии.
  • Сосудистые исследования: ультразвуковую допплерографию, дуплексное сканирование, МРТ (Магнитно-резонансная томография — томографический метод исследования внутренних органов и тканей с использованием физического явления ядерного магнитного резонанса) церебральных сосудов. Назначаются при подозрении на цереброваскулярный нрав патологии. Дают возможность найти скорость кровотока (тока внутренней среды организма), пространство и степень окклюзии.
  • Люмбальную пункцию. Показанием к исследованию служит подозрение на инфекционно-воспалительный процесс. В схожих вариантах анализ цереброспинальной воды подтверждает цитоз с повышением нейтрофилов (при гнойном нраве инфекции (Термин означает различные виды взаимодействия чужеродных микроорганизмов с организмом человека)), моноцитов (при вялотекущем воспалении). Может быть определение возбудителя путём проведения ИФА, ПЦР-диагностики ликвора.

Дифференциальная диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента)

Динамическая афазия дифференцируется с другими речевыми расстройствами. Понижение речевой продукции различает её от акустико-гностической и акустико-мнестической афазии, характеризующихся логореей. При афферентной моторной афазии экспрессивная речь тотально затруднена, артикуляция нарушена, наблюдаются трудности фонации отдельных звуков, что отсутствует при динамической форме. Психогенный мутизм различается флюктуацией симптоматики, её зависимостью от психической обстановки, наличием сопутствующих психологических отклонений.

Исцеление динамической афазии

Действенное исцеление речевого недостатка неразрывно соединено с удачной терапией (Терапия от греч. [therapeia] — лечение, оздоровление) причинной патологии. Этиотропная терапия (Терапия от греч. [therapeia] — лечение, оздоровление) может включать предназначение бактерицидных, антивирусных, антимикотических, тромболитических, вазоактивных фармпрепаратов, нейрохирургическое удаление опухоли (Опухоль (син. новообразование, неоплазия, неоплазма) — патологический процесс, представленный новообразованной тканью). Логопедическая корректировка обязана начинаться как можно ранее, сочетаться с иными реабилитационными методиками. Комбинированная восстановительная терапия (Терапия от греч. [therapeia] — лечение, оздоровление) осуществляется с ролью невролога, реабилитолога, логопеда, доктора ЛФК, массажиста, нейропсихолога. Главными направлениями речевой реабилитации являются:

  • Логопедические занятия. Трудности внутреннего планирования выражения преодолеваются созданием наружных опор: вопросцев, схем, серий картинок. При грубой афазии занятия ориентированы на преодоление инактивности, стимулирование коммуникативной функции с помощью диалога, при средней степени — на восстановление фразовой речи, осознания сложных грамматических оборотов, при лёгкой — на активизацию спонтанной речи, преодоление проблем осознания переносного смысла слов.
  • Нейрометаболическая поддержка. Предназначение медикаментозных препаратов, улучшающих церебральный метаболизм, содействует восстановлению старенькых и формированию новейших межнейрональных связей, что ускоряет процесс логопедического восстановления. Рекомендованы к применению мемантин, пирацетам, препараты гинкго билоба.
  • Общеукрепляющие мероприятия. Целебная физическая культура, массаж увеличивают двигательную активность хворого, путём усиления кровообращения (Кровообращение — важный фактор в жизнедеятельности организма человека и ряда животных) содействуют скорейшему восстановлению церебральных функций. Огромное значение имеет соблюдение режима денька, витаминизированное питание, прогулки.

Прогноз и профилактика

Степень восстановления речевой функции зависит от причинного заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности), локализации и объёма поражения, времени начала исцеления и логопедической корректировки, сопутствующих нарушений, возраста хворого. В силу сниженной критики, недостаточной мотивации, проявлений «лобной психики» динамическая афазия является сложной для восстановления, просит большенный напористости докторов и близких пациента. Более неблагоприятный прогноз отмечается при опухолях и прогрессирующих дегенеративных заболеваниях. Профилактика состоит в предупреждении и своевременной терапии (терапия — процесс, для снятия или устранения симптомов и проявлений заболевания) заболеваний, способных привести к церебральному поражению: атеросклероза (атеросклероз — хроническое заболевание артерий эластического и мышечно-эластического типа), артериальной гипертензии, диабета, заразных болезней, клещевого энцефалита, очагов приобретенного воспаления и пр.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»