Девиантное поведение подростков
Психические расстройства

Девиантное поведение подростков

Девиантное поведение подростков – совокупа действий и поступков, отклоняющихся от правил, принятых обществом. Проявляется злостью, садизмом, воровством, лживостью, бродяжничеством, тревожностью, депрессией, целенаправленной изолированностью, попытками суицида, гиперобщительностью, виктимностью, фобиями, нарушениями пищевого поведения, зависимостями, навязчивостями. Виды девиаций рассматриваются как отдельные психологические расстройства и как симптомы (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности) определенного синдрома, заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности). Диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента) производится клиническими и психическими способами. Исцеление включает применение медикаментов, психокоррекцию, психотерапию, социально-реабилитационные мероприятия.

Оглавление

Общие сведения

«Девиация» значит «отклонение». Девиантное поведение именуют отклоняющимся поведением, социальной девиацией. Распространенность посреди подростков составляет 40-64%. Высочайшие числа статистических данных объясняются характерными данному возрастному периоду чертами: социальной, физиологической и психической незрелостью. Наиболее всего подвержены поведенческим отклонениям юноши и девицы 14-18 лет, воспитывающиеся в неблагоприятных соц критериях, имеющие наследную отягощенность по психологическим расстройствам, токсикомании, наркомании, алкоголизму.

Девиантное поведение подростков

Девиантное поведение подростков

Предпосылки девиантного поведения подростков

Предпосылки девиаций у подростков могут быть объединены в две огромные группы. 1-ая – индивидуальности социальной среды:

  • Неполные семьи. В критериях воспитания одним родителем высок риск формирования патологических отношений с ребенком, основанных на требовании бесспорного подчинения, недостающем участии, недопонимании. Отсутствует эталон взаимодействий с обратным полом.
  • Конфликтные, асоциальные семьи. Напряженность меж родителями, нередкие ссоры, отсутствие взаимопонимания плохо отражаются на воспитательном процессе. Доминирование антиобщественных тенденций, паразитарный стиль жизни, алкоголизм стают прототипом действий.
  • Учебно-воспитательные ошибки. Недостающее внимание преподавателей, неумение установить контакт с ребенком становится основой для формирования неуспеваемости, конфликтов с классом, учителями.

2-ой группой обстоятельств, приводящих к формированию девиантного поведения подростков, являются медико-биологические причины. Физиологической основой отклонений служат:

  • Отягощенная наследственность. Развитию девиаций содействуют сниженные защитные механизмы, ограниченные приспособительные функции личности. Данные индивидуальности наблюдаются при наследовании интеллектуальной дефицитности, не нормальных черт нрава, склонности к алкоголизму, наркомании.
  • Патологии центральной нервной системы. Био неполноценность нервных (орган животного, служащий для передачи в мозг важной для организма информаци) клеток мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) развивается при томных заболеваниях на первых годах жизни, черепно-мозговых травмах. Она проявляется чувственной неустойчивостью, понижением адаптивных способностей.
  • Индивидуальности пубертатного периода. Гормональная перестройка организма, активное созревание отделов коры мозга, формирование высших психологических функций может проявляться заострением характерологических черт, асоциальными поступками.

Патогенез

Патогенез девиантного поведения подростков сложен. Развитие девиаций основано на состоянии дезориентации в системе публичных ценностей и норм. Период возрастного кризиса характеризуется острой потребностью самоопределения, самовыражения. Отсутствие подходящей социальной обстановки, устойчивой системы ценностей, поддержки важных лиц (сверстников, взрослых) приводит к образованию патологических поведенческих паттернов. Часто в их базе лежит желание привлечь внимание, обосновать свою значимость, самостоятельность, независимость, силу. Поступки нередко носят противоправный, антиморальный нрав.

Систематизация

Существует несколько вариантов классификаций девиантного поведения подростков. В рамках мед подхода всераспространена типология, предложенная В. Д. Менделевичем – русским психиатром, психоаналитиком, патопсихологом. Она базирована на методах взаимодействия с реальностью, нравом нарушения публичных норм:

  • Делинквентный тип. Включает деяния, поступки, трактующиеся как криминальные: воровство, разбой, насилие.
  • Аддиктивный тип. Формируется рвение уйти от действительности, поддерживать интенсивные эмоции (Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений). Искусственным методом дети достигают конфигурации психологического состояния: употребляют хим вещества (алкоголизм, наркомания, токсикомания), фиксируют внимание на определенных стимулах, действиях (транс, мастурбация).
  • Патохарактерологический тип. Поведение обуславливают патологические черты нрава, сформированные в процессе воспитания. Данная группа включает акцентуации нрава, психопатии (истероидная, шизоидная, эпилептоидная и др.).
  • Психопатологический тип. Поведенческие реакции ребенка – проявление психопатологических синдромов и симптомов психологического заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности). Пример: апатия (греч. — без — страсть, состояние, обусловленное безучастным, отречённым отношением к происходящему вокруг) – симптом (один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания) депрессии, гипомания – проявление биполярного расстройства.
  • Гиперспособности. Даровитость, талант, гениальность появляются действиями, отклоняющимися от обычных.

Симптомы (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности) девиантного поведения подростков

Подростковые девиации не имеют верно выраженной стадийности. Развитие идет от единичных отклоняющихся поступков к постоянным циклическим действиям, организованной деятельности, виду жизни. Прогресс может занимать несколько недель, месяцев, лет.

Основное клиническое проявление девиантного поведения подростков – трудности социальной адаптации: нередкие конфликты с учителями, одноклассниками, смена друзей, приверженность «нехорошим компаниям». Общественная дезадаптация проявляется уходами из дома, отказом от школы, прогулами уроков, увлеченностью вебом, компьютерными играми. Учебная деятельность дается тяжело, заинтригованность занятиями отсутствует, успеваемость низкая. Свойственна рассеянность, низкая концентрация внимания, отсутствие волевых возможностей. Увлечения нередко изменяются, дела остаются недоведенными до конца.

В эмоционально-личностной сфере верно выражена инфантильность – маленький уровень ответственности, контроля за своим поведением, организации хозяйственно-бытовой сферы жизни. Это проявляется неопрятностью, запозданиями, неумением составить план работы, действовать согласно ему. Преобладает чувственная неустойчивость, частая смена настроения. Зависимо от типа девиации находятся фобии, депрессии, вспышки злости, истерики, упрямство, импульсивные разрушительные поступки. Самооценка нередко неадекватная, возмещается ограничительным поведением (замкнутостью), беспощадностью, напускным равнодушием.

На физиологическом уровне отклоняющееся поведение сопровождается нарушениями сна, аппетита, дневной сонливостью (Гиперсомния — термин, обозначающий наличие избыточной продолжительности сна), понижением функций иммунной системы, дисменореей, психосоматическими реакциями. Дети имеют недостаточную либо сверхизбыточную массу тела, подвержены заразным болезням, многофункциональным расстройствам (мигрени, увеличение температуры, перепады артериального давления, нарушения пищеварения).

Необходимо отметить, что необыкновенные возможности также являются признаками девиации, но изредка рассматриваются в качестве патологических симптомов. Даровитые превосходные дети не вызывают беспокойства со стороны общества, не нуждаются во докторской помощи. Особые условия развития организуются учебно-воспитательными учреждениями.

Отягощения

При отсутствии докторской, психотерапевтической и педагогической помощи девиантные реакции подростков стают образом жизни. Более неблагоприятными вариациями являются организованная преступность, алкоголизм, проституция. Дети и молодежь из данных групп более подвержены насильной погибели, заболеваемости социально важными инфекциями (туберкулезом, ВИЧ (вирус иммунодефицита человека, вызывающий ВИЧ-инфекцию — заболевание, последняя стадия которой известна как синдром приобретённого иммунодефицита СПИД), ЗППП), смертельному финалу. Осложнением девиаций являются самоубийства. Самопроизвольный уход из жизни является результатом чувственной неустойчивости, импульсивности, отсутствия проф помощи.

Диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента)

Диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента) девиантного поведения подростков производится психиатром и мед психологом. Процесс постановки диагноза (краткое медицинское заключение об имеющемся заболевании (травме), отклонении в состоянии здоровья обследуемого или о причине смерти) основывается на ряде клинических и психических способов:

  • Наблюдение, беседа. Доктор-психиатр опрашивает пациента: узнает условия проживания, индивидуальности семейных отношений, привычки, хобби. Оценивает общее состояние, индивидуальности чувственной сферы, поведенческие ответы.
  • Опрос родителей, родственников. Психиатр слушает жалобы людей, близко контактирующих с пациентом. Мировоззрение остальных людей принципиально, потому что критика к собственному состоянию у девиантных подростков нередко снижена.
  • Психологическое тестирование. Клинический психолог дает ребенку ответить на вопросцы тестов, личных опросников. Нередко употребляется Минесотский многофакторный опросник личности (MMPI), патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), опросник Айзенка, шкала тревожности. Итог дозволяет найти доминирующие индивидуальности личности, характерологические черты.
  • Проективные методики. Употребляются клиническим психологом для выявления вытесненных чувств – злости, ужаса, волнения. Представлены рисуночными тестами, тестом Сонди, тестом Розенцвейга.

Данные особых исследовательских способов дополняются документацией остальных профессионалов, взаимодействующих с ребенком. При постановке диагноза (краткое медицинское заключение об имеющемся заболевании (травме), отклонении в состоянии здоровья обследуемого или о причине смерти) психиатр учитывает свойства школьных учителей, участкового уполномоченного правоохранительных органов, выписки из амбулаторной карты педиатра, детского невролога и докторов остальных специальностей.

Исцеление девиантного поведения подростков

Исцеление соц девиаций просит всеохватывающего подхода, включающего фармакологическую, психокоррекционную, психотерапевтическую помощь. Подростковый психиатр составляет план исцеления, включающий:

  • Психотерапию. Сеансы направленны на понимание ребенком особенностей нрава, обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками) поведенческим способам саморегуляции. Производится анализ конфликтных ситуаций, вероятных вариантов действий, реакций. Психотерапевтические встречи рекомендованы родителям для восстановления всеполноценных отношений.
  • Психокоррекцию. Цель занятий – стабилизировать эмоциональное состояние, развить функции внимания, мышления. Итог увеличивает эффективность психотерапевтической работы, уверенность в собственных силах, пробуждает энтузиазм к учебе (предпосылка для социальной реабилитации).
  • Фармакотерапию. Применение медикаментозных средств является доп способом исцеления, показано клиентам с био расположенностью к девиациям: имеющим психотические расстройства, неврологические (неврология — раздел медицины, занимающийся вопросами возникновения заболеваний центральной и периферической нервной системы) патологии. Специфичных препаратов для исцеления асоциального поведения нет. Применение лития, антипсихотических фармацевтических средств, антиконвульсантов уменьшает выраженность злости. Изолированное применение фармакотерапии неэффективно.

Наряду с докторской, психической помощью производится социально-педагогическая реабилитация. Мероприятия организуются на базе образовательных учреждений соц преподавателями, педагогами-предметниками, школьными психологами. Многообещающим методом исцеления отклоняющихся форм поведения является групповая психотерапия. Встречи подразумевают моделирование нередких проблемных ситуаций. В процессе ролевых игр дети учатся способам разрешения конфликтов, наблюдают за своими реакциями и их плодами, обучаются выстраивать продуктивные дела со сверстниками.

Прогноз и профилактика

Почти всегда при всеохватывающем лечении (процесс для облегчение, снятие или устранение симптомов и заболевания) девиантное поведение подростков имеет подходящий прогноз – юные люди владеют гибкостью приспособительных устройств, реабилитационные и психотерапевтические мероприятия дают хороший результат. Огромных усилий требуют случаи, когда девиация развивается на фоне неврологического и/либо психотического заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности). Профилактика основывается на ранешном выявлении патологических внутрисемейных отношений, заморочек с обучением.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»