Депрессия у детей
Психические расстройства

Депрессия у детей

Депрессия у деток – психическое аффективное расстройство, характеризующееся сниженным настроением, неспособностью переживать удовлетворенность, моторной заторможенностью, нехорошим мышлением. Болезнь проявляется опаской, ужасами, фобиями, назойливыми действиями, нарушениями социальной адаптации, соматическими симптомами (симптом — одна отдельная конкретная жалоба больного) (головной болью (неприятного сенсорного и эмоционального переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани или описываемое в терминах такого повреждения), недомоганием, нарушениями пищеварения). Диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента) осуществляется с внедрением способа медицинской беседы, опроса родителей, проективных психических тестов. Исцеление включает психотерапию, социальную реабилитацию, применение медикаментов.

Оглавление

Общие сведения

Слово «депрессия» имеет латинское происхождение, значит «давить», «подавлять». Патология занимает существенное пространство в структуре детских психологических расстройств. Распространенность колеблется от 0,5% до 5%. Отмечается тенденция роста заболеваемости, понижения среднего возраста пациентов. Частота аффективных расстройств возрастной группы до 3-х лет составляет 0,6-0,9%. Первичные проявления чувственной непостоянности детей являются предвестниками депрессии дошкольников, школьников, взрослых. Отмечается сезонность обострений, пик заболеваемости приходится на осенне-зимний период.

Депрессия у детей

Депрессия у деток

Предпосылки депрессии у деток

Предпосылки депрессивных состояний определяются возрастом. Для деток до 3 лет они разделяются на:

  1. Поражения ЦНС (центральная нервная система, головной мозг). Аффективное нарушение развивается в итоге повреждений клеток мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) при внутриутробной гипоксии плода, внутриутробных инфекциях, родовой асфиксии, энцефалопатии новорожденных, перенесенных томных заболеваниях, нейроинфекциях.
  2. Наследную расположенность. Детки, близкие родственники которых мучаются психологическими и неврологическими болезнями, наиболее подвержены депрессии.
  3. Патологические семейные дела. Предпосылкой депрессивного состояния становится разрыв контакта с мамой: физическое отделение (детский дом, стационар), эмоциональное отчуждение (алкоголизация мамы, увлеченность иными сферами жизни). Томная домашняя обстановка является провоцирующим фактором. Нередкие скандалы, проявления злости, насилие, алкоголизм, наркомания родителей сформировывают чувство подавленности, угнетенности.

В дошкольном возрасте ребенок переживает 1-ый опыт социализации – начинает посещать детский сад, секции, творческие студии, устанавливает контакты со сверстниками. Депрессия может развиться вследствие био обстоятельств, сложных межличностных отношений. Эмоциональное нарушение сформировывает:

  1. Стиль воспитания. Предпосылкой детской депрессии часто становится отношение родителей: применение насилия, гиперконтроль, гиперопека, равнодушие, недостающая заинтригованность жизнью малыша. Увеличивается уровень невротизации, проявляющийся депрессивным состоянием.
  2. Социальные дела. Усложняющиеся межличностные контакты стают источником стресса. Отвержение сверстников, требование подчиняться указаниям преподавателей плохо отражаются на чувственном состоянии дошкольника.

У деток младшего школьного возраста сохраняются вышеперечисленные предпосылки и добавляются новейшие. Они представлены усложнением соц отношений, ростом учебной перегрузки, чертами психологического развития. Состояние утяжеляется при неспособности совладать с требованиями взрослых, невозможности достигнуть поставленных целей, оценке себя как слабенького, глуповатого посреди сверстников.

Патогенез

Депрессия у деток – многофакторное болезнь, обусловленное био, генетическими, психосоциальными причинами. К числу био патогенетических причин относится недостаток серотонина, норадреналина, завышенное содержание кортизола ночкой, дисбаланс синтеза мелатонина. Существует катехоламиновая теория, согласно которой депрессия развивается при нарушениях гипоталамо-гипофизарных взаимодействий, недостатке нейротрансмиттеров ЦНС (центральная нервная система, головной мозг), отвечающих за оборотную передачу сигналов.

Есть психофизиологические и личностные индивидуальности, содействующие появлению депрессии. Эмоциональное расстройство развивается на фоне завышенной стрессовости, нарушений адаптации, ужаса, интровертированности, тревожности. Действие негативных средовых причин – патологических отношений, плохого опыта – наращивает риск развития заболевания. Ребенок становится уязвимым к нехорошим событиям, замыкается, ужаснее приспосабливается к наружным условиям. Время от времени патогенетическим механизмом депрессии является чувствительность к климатическим условиям (сезонность), изменение биохимических действий в мозге.

Систематизация

Существует несколько вариантов систематизации депрессии у деток. По длительности, полноте проявлений болезнь подразделяют на депрессивную реакцию, депрессивный синдром (совокупность симптомов с общим патогенезом), депрессивное расстройство. По нраву течения выделяют адинамическую форму заболевания, для которой характерна вялость, медлительность, монотонность, и тревожную форму, характеризующуюся двигательным беспокойством, фобиями, ужасами, плаксивостью, нарушениями сна, ночными ужасами. В русских руководствах по психиатрии для систематизации детской депрессии рекомендуется употреблять последующие рубрики МКБ-10:

  • Тревожное расстройство, обусловленное разлукой. Главный диагностический аспект – отделение малыша от близких людей, проявляющееся чувственными и соматическими нарушениями.
  • Фобическое расстройство детского возраста. Диагностируется при наличии страхов, специфичных для определенного возрастного периода.
  • Соц тревожное расстройство. Тревога, депрессия развиваются при содействии с малознакомыми людьми, новенькими соц ситуациями.
  • Смешанные расстройства поведения и чувств. Тревога, трусость, навязчивости, компульсии, тоска дополняются нарушениями поведения – злостью, замкнутостью, пренебрежением соц нормами.

Симптомы (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности) депрессии у деток

Соответствующей чертой заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности) является маскированность. Небольшой пациент еще не оценивает эмоции (Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений), не понимает их, не предъявляет жалоб. В ранешном детстве центральное пространство занимают соматические симптомы (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности), тревожность. Нередко наблюдаются нарушения сна, понижение аппетита, недостающая масса тела, диарея, запор, боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани) различной локализации (головные, абдоминальные, суставные, мышечные), более частое сердцебиение. Детки дошкольного возраста молвят о вялости: «ножки не желают идти», «желаю полежать». В младшем школьном возрасте к физическому недомоганию может добавиться мысль наличия заболевания, завышенное внимание к собственному состоянию, тревога даже при незначимом недомогании. Диагностические исследования (лабораторные анализы, УЗИ (Ультразвуковое исследование — неинвазивное исследование организма человека или животного с помощью ультразвуковых волн), МРТ (Магнитно-резонансная томография — томографический метод исследования внутренних органов и тканей с использованием физического явления ядерного магнитного резонанса)) без конфигураций.

Эмоциональное состояние характеризуется тревожностью. Напряженность, ужасы усиливаются вечерком, добиваются пика в ночное время. Тревога беспредметна, беспричинна, при нарастании трансформируется в оформленный ужас. Дети кричат, рыдают. Панику вызывает уход матери, новенькая обстановка, незнакомые люди (доктор, друг семьи). Детки плохо приспосабливаются к детскому саду, переживают, что мать забудет забрать их домой. Чем старше становится ребенок, тем наиболее жуткие картины отрисовывают его воображение. Возникает ужас погибели родителей, злосчастного варианта, войны. В томных вариантах тревога генерализуется, все действия смотрятся угрожающими. Формируются фобии – боязнь замкнутых пространств, неожиданной погибели, мглы, высоты. Развиваются панические атаки – приступы учащенного сердцебиения, головокружения (ощущения движения собственного тела в пространстве или окружающих предметов относительно своего тела), удушья.

У младших школьников депрессия проявляется поведенческими переменами: наращивается замкнутость, безразличие, понижается энтузиазм к играм, урокам, общению. Возникают жалобы на скуку: «мне скучновато», «охото рыдать», «я ничего не желаю». Понижение энтузиазма к жизни является очевидным признаком депрессии. Детки стают слезными, приметен чувственный регресс: ребенок рыдает без матери, успокаивается при укачивании. Депрессия выражается дистимией – мрачностью, угрюмостью, озлобленностью, выражением упреков, обвинениями. Понижение заинтригованности учебой и общее недомогание манят за собой школьную дезадаптацию: наращивается учебная неуспеваемость, отсутствует желание посещать школу.

Отягощения

В 20-50% случаев депрессия у деток с течением времени отягощается иными расстройствами настроения и поведения. 30-80% пациентов имеют тревожное расстройство, 10-80% – нарушения поведения, 20-80% – дистимию, 18-30% – субстанционную зависимость. Более небезопасным финалом депрессии является суицид. Приблизительно у 60% нездоровых деток возникают мысли о самоубийстве, 30% совершают пробы, часть из их заканчивается смертельным финалом. Своевременная диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента), повторяющийся контроль доктора понижают возможность появления осложнений.

Диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента)

Диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента) депрессии у деток включает всеохватывающее обследование педиатром, детским неврологом, психиатром. До четырехлетнего возраста болезнь выявляется способом исключения и определения причин риска (пре- и постнатальных повреждений ЦНС (центральная нервная система, головной мозг), наследственности). В старшем возрасте становится вероятным выявление чувственных конфигураций, соц обстоятельств, провоцирующих расстройство. Процесс постановки диагноза (краткое медицинское заключение об имеющемся заболевании (травме), отклонении в состоянии здоровья обследуемого или о причине смерти) включает последующие мероприятия:

  • Консультация врача-педиатра. Спец осматривает малыша, опрашивает родителей, выдает направление на обычные исследования для исключения соматических болезней.
  • Консультации узеньких профессионалов. Докторы профильных направлений (гастроэнтерологи, дерматологи, доктора) употребляют нужные клинические, лабораторные, инструментальные методики для окончательного исключения соматической патологии.
  • Консультация невролога. Доктор проводит осмотр, направляет на инструментальные исследования: УЗИ (Ультразвуковое исследование — неинвазивное исследование организма человека или животного с помощью ультразвуковых волн), ЭЭГ, МРТ (Магнитно-резонансная томография — томографический метод исследования внутренних органов и тканей с использованием физического явления ядерного магнитного резонанса) мозга. Итог дозволяет найти наличие био базы развития депрессии.
  • Консультация психиатра. Когда соматические заболевания исключены, пациент направляется к психиатру. Спец оценивает чувственные реакции, поведенческие индивидуальности, узнает наличие психических обстоятельств депрессии, анализирует данные обследований невролога и клинического психолога, устанавливает диагноз (медицинское заключение об имеющемся заболевании).
  • Клинический психолог. Определение депрессии опосля 3-4 лет проводится с внедрением особых психодиагностических методик – рисуночных тестов, способов, предполагающих интерпретацию образного материала. Чувственная сфера, индивидуальности соц взаимодействий оцениваются по результатам рисунка человека, несуществующего звериного, методики «дом-дерево-человек», «моя семья», теста Розенцвейга.

Исцеление депрессии у деток

Общепризнанными способами исцеления являются детская психотерапия и фармацевтическая терапия (Терапия от греч. [therapeia] — лечение, оздоровление). Параллельно проводятся социально-реабилитационные мероприятия. Полный подход подразумевает:

  • Прием антидепрессантов. Более всераспространено применение селективных ингибиторов оборотного захвата серотонина. Они обезболивают, успокаивают, сглаживают панические проявления, фобии. Возможность побочных эффектов низкая. Терапевтический эффект наблюдается через несколько недель.
  • Когнитивно-бихевиоральную терапию (терапия — процесс, для снятия или устранения симптомов и проявлений заболевания). Более действенными являются когнитивно-поведенческие способы: ребенок научается обдумывать, выражать и переживать эмоции (Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений), говорить о травмирующем опыте, получать поддержку, изменять поведение и настроение с помощью разных техник. Базу работы составляют способы расслабления – дыхательные упражнения, телесно-ориентированная терапия (Терапия от греч. [therapeia] — лечение, оздоровление). Проективные методики (картинки, лепка, сказкотерапия) помогают пережить и понять нехорошие чувства. Игровая терапия (Терапия от греч. [therapeia] — лечение, оздоровление) производит действенные поведенческие способности.
  • Семейную психотерапию. Встречи родителей, малыша и психоаналитика ориентированы на восстановление гармонических семейных отношений, поиск «общего языка» меж членами семьи. Предки научаются помогать ребенку преодолевать трудности, создавать условия для скорого излечения.

Исцеление проводится амбулаторно, при томном течении заболевания (психотические эпизоды, пробы самоубийства) требуется стационарный режим. Опосля устранения томных симптомов пациента выписывают. Родителям рекомендуют сказать о заболевании преподавателям, выделить значимость толерантного дела, помощи, поддержки в период излечения. Следует предупредить их о конфиденциальности инфы о заболевания. Дома принципиальна неизменная чувственная поддержка, соблюдение режима сна-бодрствования, питания, посильных физических нагрузок (постоянные прогулки).

Прогноз и профилактика

Отмечается высочайший риск развития повторного эпизода депрессии: 25% деток имеют рецидивы заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности) через год, 40% – через два года, 70% – спустя 5 лет. У 15-40% во взрослом периоде диагностируется биполярное расстройство личности. Профилактика депрессии у деток дозволяет понизить возможность развития первого эпизода, при установленном диагнозе – уменьшить риск рецидивов. Главный профилактической мерой является создание подходящей домашней обстановки, поддержание доверительных близких отношений, поддержка, роль в делах малыша. Важен повторяющийся докторский контроль, периодический прием назначаемых фармацевтических средств, посещение психотерапевтических занятий. Самостоятельная отмена исцеления недопустима, даже если пациент смотрится здоровым.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»