Дебильность (Умственная отсталость легкой степени)
Дебильность — самая легкая форма интеллектуальной отсталости, характеризующаяся значимым понижением возможности к абстрактному мышлению и обобщению при сохранности моторики. Обычным для дебильности является наглядно-образное мышление, невозможность построения сложных умозаключений, затруднение в улавливании внутренних связей меж предметами и событиями, недоразвитие нравственных и волевых свойств, безынициативность, легкая внушаемость. Вместе с проведением специфичной, корригирующей и симптоматической терапии (терапия — процесс, для снятия или устранения симптомов и проявлений заболевания) клиентам с дебильностью нужна соц адаптация, правильное психологическое воспитание (целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни), особое школьное и трудовое обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками).
Оглавление
Общие сведения
Дебильность представляет собой самую легкую степень олигофрении, к которой также относятся имбецильность и идиотия. Дебильность является более всераспространенным видом понижения ума у малышей. Она составляет около 75% всех случаев интеллектуальной отсталости. Вместе с термином «дебильность» в медицине и психологии употребляются такие наименования, как «легкая олигофрения» и «интеллектуальная субнормальность».
Следует различать дебильность от пограничной интеллектуальной отсталости (пограничного ума), формирующегося в итоге задержки психологического развития малыша, вызванной наружными факторами: неблагоприятными критериями жизни малыша (к примеру, грубым воззванием с детками либо отсутствием заботы о их в семье), умственной депривацией, прирожденными либо обретенными в ранешном детстве физическими недостатками (к примеру, слепотой, глухотой), ограничивающими познавательные способности малыша и препятствующими его корректному интеллектуальному развитию.
Зависимо от степени недоразвития умственных и психологических возможностей дебильность систематизируют на легкую, средней тяжести и томную. Как и остальные варианты олигофрении, по преобладающим проявлениям дебильность подразделяют на атоническую, астеническую, дисфорическую и стеническую формы.
Дебильность
Предпосылки дебильности
Посреди обстоятельств появления дебильности сначала выделяют наследные причины (ферментопатии, эндокринопатии, микроцефалия) и разные неблагоприятные воздействия на плод в период внутриутробного развития. К крайним можно отнести заразные заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности), перенесенные мамой в период беременности (краснуху, токсоплазмоз, корь, цитомегалию, сифилис); резус-конфликт, фетоплацентарную дефицитность, гипоксию плода; токсические действия на плод, при употреблении беременной наркотических веществ, алкоголя, табака, неких медикаментов.
Дебильность может появиться как следствие родовой травмы, асфиксии новорожденного, прирожденной гидроцефалии, перенесенных в ранешном детстве заразных поражений ЦНС (центральная нервная система, головной мозг) (энцефалита, гнойного менингита, менингоэнцефалита) и томных черепно-мозговых травм.
Признаки дебильности
Дебильность характеризуется отсутствием возможности производить сложные понятия, созодать сложные обобщающие умозаключения и мыслить абстрактными понятиями. Для малышей с дебильностью характерен наглядно-образный тип мышления. Они способны принимать только внешнюю сторону происходящих событий и часто не могут осознать ситуацию полностью. Верно воспринимая изображения, страдающий дебильностью ребенок, с трудом может отыскать внутренние связи меж ними и испытывает затруднения при их сопоставлении. Вместе с отставанием в интеллектуальном развитии у таковых малышей часто отмечается недоразвитие речи (ОНР и ФФН). Типичны обедненность лексики, аграмматизм, косность и замедленность речи (брадилалия). Дебильность легкой степени проявляется ограничением возможности к обобщению и абстрактному мышлению, при неплохой ориентировке в ежедневных обыденных ситуациях.
Обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками) в школе детям с дебильностью дается с огромным трудом. Они тяжело усваивают правила правописания, испытывают затруднения по мере необходимости пересказать прочитанный текст, плохо соображают, что конкретно требуется создать согласно заданию. В особенности сложным предметом для их является математика. Время от времени посреди имеющих дебильность встречаются детки с частичной даровитостью: абсолютным слухом, хорошей механической памятью, художественным талантом, умением в уме создавать арифметические деяния с большими цифрами.
Дебильность сопровождается ограничением познавательной потребности, недоразвитием эстетических, нравственных и волевых свойств. В следствие этого пациенты с дебильностью оказываются неспособными сформировать собственное суждение и миропонимание. При всем этом они просто подражают иным, перенимают чужие взоры и достаточно нередко обязательно придерживаются их. Слабость воли, отсутствие самостоятельности и инициативности при дебильности смешивается с легкой внушаемостью, что в состоянии сделать дебила послушливым орудием в руках остальных людей. Не понимая последствий и исполняя чью-то волю, таковой человек может совершить грех либо действовать в рамках криминальной группировки.
По собственному нраву пациенты с дебильностью могут быть благожелательными, нежными и благодушными либо, напротив, брутальными, злостными, упорными и мстительными. Довольно нередко посреди их встречаются люди с усиленными простыми влечениями (к примеру, половыми).
Диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента) дебильности
Почти всегда дебильность выявляется, когда ребенок начинает обучаться в школе. Таковой ребенок должен быть осмотрен неврологом, психологом и психиатром, при нарушениях речи — логопедом. Диагностировать дебильность помогает проведение психометрии, психических тестов с сюжетными картинами и тестов по систематизации изображений. Зависимо от степени дебильности IQ пациента может находиться в спектре от 69 до 40%.
В неврологическом статусе у страдающих дебильностью обычно не выявляются какие-либо патологические отличия, в том числе и нарушения моторики. Почти всегда отмечается недостаточно выразительная мимика и ограничение маленьких дифференцированных движений. Для наиболее глубочайшей оценки состояния ЦНС (центральная нервная система, головной мозг) имеющим дебильность клиентам проводится электроэнцефалография, эхоэнцефалография и реоэнцефалография, по свидетельствам — МРТ (Магнитно-резонансная томография — томографический метод исследования внутренних органов и тканей с использованием физического явления ядерного магнитного резонанса) мозга.
Устанавливая диагноз (медицинское заключение об имеющемся заболевании) «дебильность» ребенку, доктор должен исключить наличие у него пограничной интеллектуальной отсталости, обусловленной задержкой нервно-психического развития на фоне обычного интеллектуального потенциала. Не считая того, дебильность нужно дифференцировать от понижения ума, развивающего на фоне шизофрении и эпилепсии ранешнего детского возраста.
Исцеление при дебильности
Малыши с диагнозом «дебильность» должны наблюдаться у психоневролога. Если дебильность развивается на фоне эндокринопатии, то добавочно нужно диспансерное наблюдение у эндокринолога. В тех вариантах, когда можно установить и убрать причину, обусловившую дебильность, проводится специфичная терапия (Терапия от греч. [therapeia] — лечение, оздоровление). При выявлении токсоплазмоза либо прирожденного сифилиса назначается соответственное этиотропное исцеление, при наличии ферментопатии нужно соблюдение диеты (Диета — совокупность правил употребления пищи человеком), при эндокринопатии — гормональная терапия (Терапия от греч. [therapeia] — лечение, оздоровление).
Симптоматическая терапия (Терапия от греч. [therapeia] — лечение, оздоровление) при дебильности может включать противосудорожные препараты, дегидратационные средства, общеукрепляющее исцеление, ноотропы (гамма-аминомасляную к-ту, пирацетам), нейропротекторы и метаболиты (глутаминовую кислоту, витамины (группа низкомолекулярных органических соединений относительно простого строения и разнообразной химической природы) группы В), психотропные препараты. При завышенной утомляемости и астении показан прием психостимуляторов (амфетамина, пемолина), при лишней чувственной возбудимости — хлордиазепоксид, хлорпромазин, галоперидол.
Вместе с медикаментозной терапией (Терапия от греч. [therapeia] — лечение, оздоровление) детки с дебильностью нуждаются в корригирующем лечении (процесс для облегчение, снятие или устранение симптомов и заболевания) с применением педагогических, психических и логопедических методик. Основная цель корригирующего исцеления дебильности заключается в психической поддержке, корректировки нарушений поведения и обучении, а для малышей наиболее старшего возраста — приобретении способностей и умений, нужных для самостоятельной бытовой и проф деятельности. По свидетельствам при дебильности проводятся логопедические занятия по корректировки системного недоразвития речи, корректировки брадилалии, корректировки заикания и пр.
Соц адаптация при дебильности
Над неувязкой социальной адаптации пациентов с дебильностью вместе работают спецы в области педиатрии, социальной психологии, педагогики, детской неврологии и психиатрии. Задачка состоит не только лишь в том, чтоб приспособить пациентов с дебильностью к самостоятельной жизни в обществе, да и уберечь их от вовлечения в криминальные группировки, где их употребляют как послушливых и просто управляемых исполнителей.
Очень принципиальным в социальной адаптации является верная организация обучения, трудовой деятельности и быта пациентов с дебильностью. Малыши должны проходить обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками) в специализированных школах, где учебный процесс будет соответствовать их интеллектуальным способностям. В предстоящем они способны освоить легкую специальность и делать ординарную работу, не требующую резвого переключения внимания, инициативности либо самостоятельности. По неким данным при адекватном воспитании и обучении до 70% пациентов с дебильностью благополучно приспосабливаются в обществе, ведут трудовую деятельность и даже делают семьи.