Психические расстройства

Буллинг в школе

Буллинг в школе – это циклическая модель поведения, реализующая намерение группы причинить вред одному учащемуся. Проявляется вербально и невербально. Постоянно соответствует структуре: группа агрессоров, очевидцы и жертва, неспособная себя защитить. Характеризуется физическим и психическим насилием: опасностями, унижениями, побоями. Диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента) производится при помощи беседы, наблюдения, опросников. Для корректировки буллинга проводятся групповые тренинги, психические консультации, создаются ученические организации.

Оглавление

Общие сведения

Термин «буллинг» происходит из британского языка, обозначает «хулиганство». Синонимичное заглавие – травля. Обширно всераспространен в организованных, формальных коллективах: школьные классы, студенческие группы, армейские роты. У учащихся военных образовательных учреждений буллинг приобретает вид обычая, традиции посвящения новичков. Согласно данным социологического опроса, 45% юных людей сталкивались с травлей, около 30% имеют друзей либо родственников, выступавших в роли жертвы. Посреди лиц, переживших опасности и насилие, 24% – девицы, 37% – юноши.

Буллинг в школе

Буллинг в школе

Предпосылки буллинга

Главная черта класса с проявлениями буллинга – небезопасность всякого участника микросоциума. Ситуация травли разворачивается как дезадаптивная форма совладания со стрессом (Стресс от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) ученика, испытывающего тревогу, дискомфорт. Согласно воззрению социологов, современная русская действительность популяризирует брутальные методы угнетения волнения, разрешения заморочек. Провоцирующими факторами буллинга в школе стают:

  • Негармоничная иерархия. При негармоничном распределении статусов в классе возникают роли «отверженных», «изолированных». Они стают объектом насмешек, унижения, насилия со стороны наиболее мощных, но чувственно нестабильных учеников.

  • Социально-экономические перемены. Мобильность современного общества, перенасыщенность информацией, отсутствие моральных принципов содействует проявлению злости. У подростков нет предпочитаемой модели поведения, возникает противоречивость действий, желаний.

  • Подростковый возраст. Перестройка систем организма, гормональный дисбаланс приводят к импульсивности поведения, понижению самоконтроля. Ведущими чувствами стают тревога, раздражение, реализующиеся через злость. Если к такому поведению прибегает фаворит, то непременно присоединяются его последователи (изюминка подросткового периода).

  • Ожесточенное воззвание в семье. Агрессоры – люди, пережившие насилие от родителей либо остальных родственников, владеющих силой. Доминирует дисбаланс власти: старшие, наиболее мощные, владеющие вещественными благами члены злоупотребляют статусом, грозят сохранности младших.

  • Педагогическое воздействие. Воздействие учителя на класс может сформировать больную атмосферу. Непочтительное отношение преподавателя, твердая конкурентность, общественное порицание, оскорбление выступают причинами буллинга в школе.

  • Социально-экономический статус. Установлено: малыши из семей с низким доходом, отсутствием образования у родителей почаще стают жертвами травли. Учащиеся из семей, где предки имеют высшее образование, оказываются наиболее приспособленными к школьной среде, ощущают себя уютно в школе, изредка стают участниками ситуаций насилия.

Схема развития

Буллинг в школе делит его участников на три группы. 1-ая мучается от насилия, 2-ая – разжигает ненависть к жертве, самоутверждается, забавляется. К группе «страдающих» относятся не только лишь жертвы, да и очевидцы (3-я группа). Они переживают вторичные эффекты насилия, живут с напряжением, опасением того, что травля будет обращена на их. Таковым образом, группа состоит из 3-х ролей: преследователи, очевидцы, жертвы.

За травлей постоянно стоит физическое неравенство и/либо особенное положение в референтной группе. Зачинателями злости стают ученики, занимающие последнее статусное положение: самые пользующиеся популярностью или отверженные. Крайние могут собрать вокруг себя «поддержку» из таковых же изгоев. Роль жертвы присваивается отверженным или изолированным ученикам. Буллинг в школе может рассматриваться как механизм проживания отрицательных эмоций (волнения, дискомфорта) и как метод самоидентификации, в процессе которой ученики получают представление о собственном положении в социальной группе.

Буллинг в школе

Буллинг в школе

Систематизация

Существует огромное количество разновидностей буллинга в школе. По времени проявления он бывает ситуативный и неизменный; по распространению – аудиторный, кибербуллинг, досуговый. Различают травлю по адресной направленности: на малышей с ОВЗ, на даровитых, на малообеспеченных, на приезжих и т.д. Почаще всего жертвами оказываются ученики, чем-либо непохожие на большая часть. По мотивации брутальных действий выделяют три вида буллинг-поведения:

  1. Импульсивно-демонстративный. Злость употребляется как средство вербования внимания, получения оценки, чувственного отклика от окружающих. Травля быстротечна, ситуативна, не в особенности жестока.

  2. Нормативно-инструментальный. Злость – норма общения со сверстниками. Насильные деяния, унижения, оскорбления употребляются для заслуги цели. Самый всераспространенный тип буллинга.

  3. Преднамеренно-враждебный. Проявляется прямой злостью. Физическое насилие ориентировано на слабеньких, не способных «отдать сдачи». Чувство вины, раскаяния отсутствует.

Проявления буллинга

Для учащихся младших классов свойственны обыкновенные физические методы травли. Употребляются толчки, пинки, удары. Нередко агрессоры затевают стычку, когда убеждены, что жертва слабее. Остальным принципиальным атрибутом неравного конфликта являются зрители. Если процесс унижения никто не лицезреет, то пропадает смысл. Обидчики нередко лгут, делая это так внушительно, что учителя сходу веруют. За ложью прячется ужас наказания, ориентация на мировоззрение взрослого.

Ученики средних классов вместе с физическим насилием используют вербальное. Этому содействует расширение словарного припаса, увеличение значимости общественного статуса. Мировоззрение взрослых становится наименее принципиальным, возникает желание отделиться психологически. Буллинг в школе проявляется оскорблениями, словесными унижениями, физическим нанесением вреда. Ересь взрослому встречается пореже, порицание с его стороны содействует сепарации ребенка.

В средних, старших классах вербальный буллинг становится изощреннее. Кроме прямых оскорблений, употребляются сплетни, наговоры, сарказм. Распространение лживых слухов способно очень понизить статус жертвы, содействовать соц исключению, изоляции. Психическая травля выражается запугиваниями, шантажом, бойкотом. Часто агрессоры отбирают средства, разбивают телефон, портят остальные личные вещи. С целью унижения могут вынудить жертву делать определенные деяния.

Особенный вид травли – кибербуллинг. Разворачивается в интернет-пространстве: в соц сетях, форумах, чатах. Физического вреда причинить не может, но серьезно усугубляет психическое здоровье жертвы. Нацелен на унижение, запугивание, принуждение к любым действиям. Различается завышенной жесткостью, поэтому что агрессор нередко остается неидентифицированным, сокрытым за ником.

Последствия

Буллинг в школе вызывает томные психические травмы у малышей, ставших жертвами. Нехорошие последствия многообразны: неуважение к для себя, неспособность достигнуть фурроров, нарушения сна. Принужденная соц изоляция, переживание одиночества стают причинами затяжной депрессии, растягивающейся во взрослую жизнь. Может быть развитие панических атак, социофобии, психосоматических болезней. Понижение учебной мотивации приводит к прогулам уроков, уходу из школы в онлайн-образование. Травля – одна из более всераспространенных обстоятельств самоубийств.

Диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента)

Выявление буллинга в школе нужно из-за ухудшения самочувствия, нарушений адаптации жертв. Предки, преподаватели, школьные психологи – лица, участвующие в выявлении случаев травли. Первыми замечают делему мамы. Настораживающие признаки поведения малыша:

  • Негативное отношение к школе. Ученик отыскивает любые предпосылки, чтоб не идти на занятия: нехорошее самочувствие, занятость «наиболее необходимыми» делами. Прогуливает уроки, нередко хворает (проявление психосоматического расстройства).

  • Нехорошее настроение. Опосля занятий ребенок постоянно подавлен, разозлен. Нередко рыдает без видимых обстоятельств, просит бросить его в одиночестве. Настроение не соединено с самочувствием либо неуввязками обучения, но о причинах отвратительного чувственного состояния ученик не гласит.

  • Умалчивание о дилемме. Жертвы ничего не говорят о одноклассниках, о школьной жизни. На вопросцы отвечают односложно, неинформативно. При попытках допроса раздражаются, стают замкнутыми.

  • Ухудшение здоровья. Нарушается сон, аппетит. Нередко появляются боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани) неявного происхождения (головные, мышечные, в животике, груди). У подростков вероятны периоды беспомощности, вялости, пониженного артериального давления.

  • Наружные признаки травли. На лице, теле обнаруживаются ссадины, синяки, царапинки. Ребенок приходит домой с порванной одежкой, запятанным ранцем, сломанными школьными принадлежностями.

Принципиальная роль в выявлении травли принадлежит преподавателям. Конкретно они способны найти делему способом наблюдения за каждодневным поведением учащихся на уроках, переменах. Школьные психологи изучат индивидуально-личностные индивидуальности участников буллинга. Это дозволяет найти роли, индивидуальности поведения всякого участника. На базе диагностики составляются планы коррекционной работы с классом, с отдельными учениками.

Набор исследовательских способов зависит от опыта и квалификации спеца. Могут быть применены: опросник по буллингу (Д. Олвеос), тест злости Л. Г. Почебута, опросник риска буллинга (ОРБ). Результаты тестирования указывают на степень злости, адаптационные способности учащихся, переживание принуждений, насилия.

Консультация детского психолога

Консультация детского психолога

Корректировка поведения

Предупредить буллинг в школе дозволяет активное роль преподавателей, психологов, родителей. В рамках школы проводятся проектные работы, требующие сотрудничества от учеников из различных групп. Внеклассные мероприятия – походы на природу, экскурсии, празднички – содействуют объединению класса, установлению контактов в наиболее неформальной, расслабленной атмосфере. Также способен преподавателей пресекать пробы травли на уроках, переменах.

Действенной мерой по устранению буллинга оказалась организация школьных советов, цель которых – устранение неравенства, ожесточенного дела в школе. Активистами таковых организаций должны становиться ученики с высочайшим соц статусом, в том числе потенциальные агрессоры. Своевременная переориентация их ценностей, возможность стать пользующимся популярностью благодаря защите наиболее уязвимых учеников дозволяет существенно понизить риск травли.

Школьные психологи проводят групповые тренинги, игры, нацеленные на формирование у подростков чувства эмпатии, сопереживания. Огромное внимание уделяется познаниям о нраве, чувствах, методах самоутверждения. На упражнениях малыши обучаются давать и получать чувственную поддержку, преодолевать барьеры общения, принимать друг дружку. Результатом становится способность подростков обдумывать школьную тревожность и задачи, связанные с ней, осознавать и уважать чувства окружающих.

Работа с психологом ускоряет процесс самоидентификации, школьники стают способными к рефлексии, наиболее беспристрастно относятся к критике. Увеличивается их личная ответственность за поведение в классе.

Прогноз и профилактика

При совместных усилиях родителей, учителей и психологов буллинг в школе удается свести к минимуму. Профилактика заключается в своевременном выявлении попыток травли, также в разработке удобных критерий обучения. Чем меньше негативных переживаний провоцирует учеба (совокупность организованных мероприятий, направленных на получение знаний, умений, приобретение опыта) в школе, тем наименее возможно проявление беспощадности снутри класса. Иная принципиальная профилактическая мера – создание критерий для неопасного проявления отрицательных эмоций, поощрение дружественных отношений, поддержки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»