Брадилалия (Брадифразия)
Брадилалия – это нарушение темпа речепроизводства, характеризующееся замедленной реализацией артикуляторного акта. При брадилалии замедляется темп внутренней и наружной речи, чтения, письма; глас становится немодулированным, однообразным, артикуляция – нечеткой. При брадилалии требуется всеохватывающее мед, психологическое и логопедическое обследование, направленное на выяснение обстоятельств нарушения темпа речи и сопутствующих нарушений. Методика преодоления брадилалии подразумевает мед действие (медикаментозную терапию (терапия — процесс, для снятия или устранения симптомов и проявлений заболевания), ФТЛ, психотерапию), массаж, логопедические занятия, логоритмику.
Оглавление
Общие сведения
Брадилалия (брадифразия) – чрезвычайно неспешный темп речи. В логопедии брадилалия и тахилалия относятся к нарушениям темпо-ритмической стороны речи несудорожного нрава, но, при отсутствии подабающего внимания к ним, могут с течением времени перебегать в запинки конвульсивного нрава – заикание. Брадилалия быть может выражена в различной степени: легкая степень обычно не достаточно видна для окружающих, но при тяжеленной степени расстройства нарушается коммуникативная функция речи. При брадилалии замедляется не только лишь темп устной и письменной речи, но также общая моторика и протекание психологических действий.
Предпосылки брадилалии
В этиологии брадилалии выделяют био и психические причины. В неких наблюдениях брадилалия носит домашний нрав и наследуется из поколения в поколение. Главные предпосылки:
- Перинатальное поражения ЦНС (центральная нервная система, головной мозг): спиртной синдром (совокупность симптомов с общим патогенезом) плода, резус-конфликт, родовые травмы и др.,
- Неврологические (неврология — раздел медицины, занимающийся вопросами возникновения заболеваний центральной и периферической нервной системы) заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности). Брадилалия может аккомпанировать течение заболевания Паркинсона и симптоматического паркинсонизма, опухолей мозга, черепно-мозговых травм, менингитов и энцефалитов, депрессии. Время от времени брадифразия становится следствием общей астенизации, перенесенных интоксикаций и т. п.
- Психологические нарушения (олигофрения и др.). В этих вариантах брадилалия смешивается с симптомами (симптом — одна отдельная конкретная жалоба больного) основного заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности), также брадикинезией (неспешным темпом движений), общей заторможенностью.
- Психо-социальные причины. К ним относятся неверное воспитание (целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни) речи малыша, подражание замедленной речи окружающих. Как самостоятельное нарушение речи, не связанное с патологическими причинами, брадилалия встречается у людей с флегматическим характером. Замедленный темп речи, схожий с брадилалией, встречается у северных народов, у каких он является нормой речи.
Патогенез брадилалии, по воззрению большинства исследователей, связан с нарушением нейродинамики, патологическим доминированием тормозных действий, доминирующих над действиями возбуждения.
Симптомы (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности) брадилалии
Речевая симптоматика
Речевой статус пациента с брадилалией характеризуется замедлением темпа как наружной (экспрессивной, произносительной), так и внутренней (импрессивной, мысленной, «про себя») речи; замедленностью действий письма и чтения. При произнесении слов и фраз отмечается повышение пауз меж словами (интервербальное замедление) и меж звуками снутри слова (интравербальное, внутрисловесное замедление), растягивание гласных звуков, скандированность речи.
Звукопроизношение и слоговая структура при брадилалии, обычно, не нарушаются: слова произносятся весьма медлительно, но верно. Речевое замедление проявляется во всех видах самостоятельной речи: монологе, диалоге, пересказе, рассказе. Также в неспешном темпе пациенты читают и записывают слова и фразы; опора на зрительное восприятие не приводит к нормализации темпа речи.
Глас у пациента с брадилалией теряет свою модулированность, становится однообразным, невыразительным, фиксированным на одной и той же высоте; время от времени при фонации возникает назальный колер (ринофония). Копотливая, невыразительная речь вызывает раздражение и нетерпение окружающих, препятствует осуществлению общения, потому пациенты с брадилалией замыкаются внутри себя и стараются совершенно не гласить.
Неречевая симптоматика
Неречевые проявления брадилалии представлены, до этого всего, нарушениями общей и маленькой моторики, мимических движений. Направляет внимание общая заторможенность и вялость, неуклюжесть, недостающая координированность движений, амимичность лица. У лиц с брадилалией замедляется протекание психологических действий: мышления, памяти, внимания, восприятия. Пациенты длительно врубаются в какой-нибудь вид деятельности, а, сосредоточившись на нем, с трудом переключаются на другое занятие. К выполнению аннотации приступают лишь опосля повторного предъявления задания. Лица с брадилалией склонны к застреванию, бесцельному повторению движений, персеверациям.
При легкой степени выраженности брадилалии речевые и неречевые проявления не вызывают осязаемого дискомфорта. В томных вариантах пациенты понимают собственный недостаток, что приводит к связанным с ним психическим переживаниям.
Диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента)
Лица с нарушениями темпа речи, в т. ч. с брадилалией, нуждаются в всеохватывающем мед и психолого-педагогическом обследовании, которое проводится неврологом, логопедом, психологом, психиатром. При обследовании пациента с брадилалией нужно подробное исследование анамнеза, касающегося перенесенных болезней и повреждений мозга; наличия нарушений темпа речи у близких родственников. Для выяснения патогенетической базы брадилалии требуется:
- Инструментальное обследование: электрофизиологические исследования (ЭЭГ, РЭГ), нейровизуализация (МРТ (Магнитно-резонансная томография — томографический метод исследования внутренних органов и тканей с использованием физического явления ядерного магнитного резонанса) мозга, ПЭТ мозга), люмбальная пункция и др.
- Диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента) устной речи. При брадилалии включает оценку строения органов артикуляции и состояния речевой моторики, экспрессивной речи (звукопроизношения, слоговой структуры слова, темпо-ритмической стороны речи, особенностей голоса и т. д.). При постановке логопедического заключения принципиально дифференцировать брадилалию от дизартрии и заикания.
- Диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента) письменной речи. Подразумевает выполнение заданий на списывание текста и самостоятельное письмо под диктовку, чтение слогов, фраз, текстов.
- Нейропсихологическое тестирование. При брадилалии проводится исследование состояния общей, ручной и мимической моторики, сенсорных функций, умственного развития.
Корректировка брадилалии
Особая коррекционно-педагогическая работа по преодолению брадилалии проводится на фоне мед действия, направленного на нормализацию деятельности нервной системы. Целебный комплекс может включать курсы фармакотерапии, специальной целебной физкультуры, массажа, бальнеотерапии, физиотерапевтического исцеления. С целью стимуляции речевой активности у пациентов с брадилалией проводится психотерапия, аутогенные тренировки.
Целью коррекционно-педагогического действия при брадилалии служит выработка стремительных и точных речевых реакций, развитие просодической стороны речи. Логопедические занятия по корректировки брадилалии проводятся на незначительно ускоренной речи, темп которой логопед задает и поддерживает при помощи дирижирования, отхлопывания. Усложнение речевого материала (произнесение слогов, слов, фраз, стихотворений, инсценировок, скороговорок, чтение по ролям) происходит равномерно.
С целью нормализации общей и речевой моторики при брадилалии полезны:
Убыстрения темпа речи, нормализации просодики удается достигнуть в итоге периодических занятий в протяжении 6-12 месяцев.
Прогноз и профилактика
Прогноз в отношении преодоления брадилалии более благоприятен при ранешном начале коррекционной работы и психических причинах нарушения темпа речи. Но даже опосля выработки способностей обычной речи нужно долгое наблюдение у профессионалов, неизменный самоконтроль за темпом речи.
Для профилактики брадилалии принципиально предупреждение перинатальных поражений ЦНС (центральная нервная система, головной мозг), травм головы, нейроинфекций, астенического синдрома. Нужно хлопотать о обычном развитии речи малыша, окружать его правильными эталонами для подражания.