Психические расстройства

Атипичный аутизм

Атипичный аутизм – это психоневрологическое расстройство, вызванное структурными нарушениями мозга и характеризующееся дизонтогенезом. Проявляется ограниченностью соц взаимодействий, понижением познавательной активности, речевыми и двигательными стереотипиями. У нездоровых нарушено восприятие реальности, мышление конкретное, часто имеется умственное недоразвитие. Клиническое обследование проводится психиатром и неврологом, добавочно назначается ЭЭГ и психологическое тестирование. Помощь клиентам включает медикаментозное исцеление, особое интенсивное обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками) и реабилитацию.

Оглавление

Общие сведения

Атипичный аутизм более всераспространен посреди нездоровых с глубочайшей олигофренией, также посреди пациентов с томными специфичными нарушениями развития речи, обеспечивающей осознание грамматических структур, интонаций, жестикуляции. Расстройство получило свое заглавие из-за особенностей медицинской картины, атипичным является или возраст дебюта (позднее 3 лет), или комплекс симптомов – болезнь может проявиться в 1-ые 3 года жизни, но из 3-х неотклонимых клинических критериев РДА (стереотипии, речевые и коммуникативные нарушения) определяются лишь два либо один. Эпидемиология атипичной формы аутизма составляет 0,02%. Посреди нездоровых преобладают лица мужского пола.

Атипичный аутизм

Атипичный аутизм

Предпосылки

Физиологической основой заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности) являются структурные конфигурации разных отделов в мозге. Они могут быть спровоцированы различными факторами – эндогенными (внутренними) либо экзогенными (наружными), генетическими. Предпосылки развития атипичного аутизма разделяются на три огромных группы:

  • Наследная отягощенность. Наиболее чем у половины пациентов выявляются близкие родственники с таковым же диагнозом. В конце XX века исследователи нашли ген, ответственный за аутизм. Его наличие не гарантирует развитие заболевания, но наращивает риск при воздействии других причин.
  • Пренатальные и натальные отягощения. Возможность аутизма увеличивается при осложненном периоде беременности и родов. Большая часть нездоровых деток были подвержены внутриутробной гипоксии, инфекциям, токсемии, рождены ранее срока.
  • Соматические и психологические заболевания. Томные психотические варианты аутизма дебютируют при злокачественном течении детской шизофрении и ряде генетических болезней. Симптоматически они появляются при фенилкетонурии, ЦМВИ, эпилепсии.

Патогенез

Патофизиологическая база заболевания – поражения мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека). Провоцирующим механизмом при дебюте аутизма является действие повреждающего фактора в определенном возрасте, совпадающем с критичным периодом развития систем организма, в индивидуальности ЦНС (центральная нервная система, головной мозг). Онтогенез нервной системы представляет собой последовательность кризисов, обеспечивающих высококачественные конфигурации психологических и физиологических действий. Сиим периодам характерна завышенная чувствительность к действию неблагоприятных причин. Появление томных форм атипичного аутизма приходится на возраст 16-18 месяцев и совпадает с необходимыми структурными онтогенетическими действиями в мозге (Мозг — центральный отдел нервной системы человека и животных, расположенный в головном отделе тела), пиком естественной смерти нейронов в зрительной коре.

Систематизация

Согласно МКБ-10 различают две разновидности патологии. 1-ая – атипичный аутизм, сочетающийся с олигофренией. Включает все виды интеллектуальной отсталости с аутистическими чертами, нрав течения – малопрогредиентный. Данная форма встречается при синдроме Мартина-Белла. 2-ая разновидность – атипичный аутизм без умственной дефицитности. Его также именуют атипичным детским психозом, атипичным психотическим расстройством у деток. Данный вариант заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности) выявляется при синдроме Ретта, синдроме Дауна и детской злокачественной шизофрении. Выделяют три общих стадии атипичного психоза:

  1. Аутистическая. Ее длительность составляет от 4 недель до полугода. Главные проявления – отрешенность, угасание чувственных реакций, нарастание пассивности. Естественное развитие приостанавливается, аутизм углубляется.
  2. Регрессивная. Разворачивается в промежутке от полугода до года. Характеризуется усилением симптоматики аутизма, редукцией речи и способностей гигиены. Нездоровые начинают поедать несъедобное, значительную часть их двигательной активности составляют стереотипии.
  3. Кататоническая. Является более длительной, продолжается от полутора до 2-ух лет. Понижается глубина аутизма, возникают кататонические расстройства – двигательное возбуждение со стереотипиями. Нездоровые кружатся, прыгают, раскачивают туловище, бегают кругами.

Опосля окончания кататонической стадии происходит постепенный выход из психоза. При ремиссии наблюдаются устойчивые гиперкинетические расстройства с импульсивностью, неврозоподобные симптомы (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности) в форме простых назойливых действий. Проявления аутизма редуцируются, возникает слабенькая познавательная активность, восстанавливаются реакции на окружающих, осознание обращенной речи, способности опрятности. Размеренной остается отгороженность от действительности, чувственная холодность в отношениях, стереотипные формы деятельности.

Симптомы (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности) атипичного аутизма

Одно из главных проявлений патологии – нарушение возможности устанавливать социальные контакты. Этот симптом (один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания) бывает выраженным или слабеньким. В размеренном периоде пациенты не отрешаются от общения, но не могут начинать и поддерживать разговор. При томных формах аутизма ярко выражено рвение остаться в одиночестве, отгородиться от мира вокруг нас. Нездоровые не желают вести взаимодействие с людьми с помощью речи, жестов либо взглядов. Пробы принуждения к контакту вызывают импульсивные чувственные и двигательные реакции – вопль, плач, самоповреждения, злость. Специфичное нарушение речи включает неумение формулировать и высказывать собственные мысли, в томных вариантах затруднено осознание обращенных фраз и слов. Теряется способность к абстрагированию – нездоровые не соображают переносное значение выражений, сарказм, юмор.

Аффективная холодность характеризуется трудностями в выражении чувств, эмоций и переживаний. Пациенты кажутся безразличными и безучастными к происходящему, неспособными ликовать, печалиться. Они не могут сопереживать, проявлять любовь либо ненависть. У деток чувственные дела с мамой нередко появляются как патологическая привязанность, основанная на ужасе незнакомых ситуаций, объектов и людей, а не на любви и потребности в материнской заботе. Чрезмерная раздражительность нездоровых разъясняется завышенной чувствительностью к наружным факторам.

Ригидность психомоторной сферы представлена стереотипиями и отсутствием гибкости мышления. Двигательная активность включает разные варианты циклических нецеленаправленных действий: пациенты стучат предметами о твердые поверхности (игрушками о пол, ложкой о стол), раскачиваются в положении сидя либо стоя, прогуливаются по кругу либо по периметру помещения. Из-за выраженного понижения адаптивных возможностей при всех переменах в окружающей обстановке либо режиме денька возникает чувство ужаса, паника. Нездоровые стремятся жить в окружении обычных вещей, изо денька в денек совершать однообразные ритуалы. Очередной симптом (один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания) – сенсорные расстройства. У аутистов восприятие и обработка чувственной инфы, поступающей от зрительного, слухового, тактильного, обонятельного и вкусового анализатора, происходит по другому. Это нарушает процесс зания реальности, а время от времени проявляется необыкновенными возможностями, к примеру, эйдетической памятью, синестезией.

У пациентов с детской злокачественной шизофренией появляются регрессивно-кататонические приступы, глубина аутистического компонента прогрессирует до тяжеленной степени. У нездоровых с синдромом (В медицине и психологии, термин синдром ссылается на ассоциацию некоторого количества клинически распознаваемых симптомов) Ретта аутизм наращивается равномерно, от легкого до выраженного, потом начинается стадия регресса, в финале формируется негативизм, моторное возбуждение и импульсивность, стереотипные движения и деяния. Для синдрома ломкой X-хромосомы типичны приступы кататонии с регрессом на 12-14 месяце жизни. В период психоза глубина аутизма томная, в ремиссии – легкая и умеренная. При окончании психотического состояния наблюдается кататония и ступорозные состояния, эхолалии, селективный мутизм. При трисомии по 21 хромосоме расстройство проявляется в 24-36 месяцев, носит нрав регрессивно-кататонического психоза с поочередной сменой всех 3-х стадий. Психоз заканчивается спустя 4-7 месяцев опосля начала, тяжесть аутизма ослабляется.

Отягощения

Состояние жизни пациентов остается неудовлетворительным. Фактически все нездоровые оказываются вне публичных отношений, не имеют социальной поддержки для сотворения грядущего, существенно ограничены в способностях самоопределения, получения образования, трудоустройства. Основная причина развития осложнений – соц недостаток. Детки, страдающие атипичными формами аутизма, испытывают трудности в обучении, нуждаются в индивидуализированном интенсивном психолого-педагогическом сопровождении. Взрослые не делают семьи, не реализуют себя в профессии. Если аутизм смешивается с выраженным расстройством рецептивной речи либо тяжеленной олигофренией, нездоровым нужен неизменный уход.

Диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента)

Диагноз (медицинское заключение об имеющемся заболевании) «атипичный аутизм» подтверждается врачом-психиатром. Не считая него в процессе обследования хворого учавствуют педиатр, невролог, клинический психолог. Для диагностики употребляется ряд критериев: аномальность развития по типу дизонтогенеза, манифестация без привязки к преждевременному возрасту, симптомы (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности) высококачественных нарушений общественного взаимодействия и/либо стереотипии, отсутствие нужных критериев детского аутизма. Обследование пациентов включает последующие способы:

  • Клиническую беседу. Информативные клинико-анамнестические данные предоставляются родителями, а при нахождении хворого в мед учреждении – персоналом. Беседа с пациентом вероятна в редчайших вариантах, опосля нескольких встреч с доктором (опосля привыкания). В речи отмечаются повторения фраз, эхолалии, односложные ответы, рассказы о для себя в 3-ем лице («Миша начал двигаться спать», «он не желает есть»).
  • Наблюдение. Анализ конкретных чувственных и поведенческих реакций является главным методом получения диагностической инфы. При первой встрече нездоровые нередко не вступают в контакт, стремятся избежать контакта с доктором (рыдают, проявляют злость). Позднее обнаруживаются наиболее различные проявления заболевания: стереотипии, холодность чувств, отсутствие энтузиазма к соц взаимодействию.
  • Исследование познавательных функций. При диагностике принципиально дифференцировать аутизм психотического типа от аутизма с олигофренией. Исследование когнитивной сферы осложняется нарушением межличностных взаимодействий, речевого развития. Психолог употребляет невербальные методики – сбор пирамидки, составление отдельных картин и сюжетных историй, кубики Коса, тест прогрессивных матриц Равена.
  • ЭЭГ. По данным электроэнцефалографии подтверждается возможность диагноза (краткое медицинское заключение об имеющемся заболевании (травме), отклонении в состоянии здоровья обследуемого или о причине смерти). При устойчивом психозе определяется усиление тета-ритма, на регрессивной стадии – редукция альфа-ритма, при кататоническо-регрессивном психозе тета-ритм не находится, усиливается бета-ритм. Во время ремиссии восстанавливается альфа-ритм, миниатюризируется или стопроцентно исчезает тета-активность.

Исцеление атипичного аутизма

В отношении нездоровых аутизмом вернее гласить не о изолированной терапии (терапия — процесс, для снятия или устранения симптомов и проявлений заболевания), а о всеохватывающей медико-психолого-педагогической поддержке, направленной на увеличение свойства жизни, свободы и независимости в ежедневных делах, восстановление субъектности в социуме. Единая схема помощи не разработана, поэтому что не существует способа либо системы, идиентично действенной для всех пациентов. Подход постоянно индивидуален, реализуется в 3-х направлениях:

  • Интенсивное структурированное образование. Обучающие и поведенческие способы нацелены на освоение способностей самопомощи, общения, полезного труда. Их формирование увеличивает уровень функционирования, понижает выраженность симптомов, изменяет неадаптивные формы активности. Обширно используются техники прикладного анализа поведения, занятия с логопедом, трудотерапия.
  • Медикаментозная терапия (Терапия от греч. [therapeia] — лечение, оздоровление). Выраженные аутистические симптомы (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности) купируются при помощи фармацевтических средств. Почти всем клиентам назначаются психотропные или противосудорожные препараты. Относительно неопасны антидепрессанты, психостимуляторы, антиконвульсанты. При выраженном психомоторном (связанное с нервно-двигательным аппаратом, с двигательным возбуждением) возбуждении употребляется нейролептики, но они способны спровоцировать атипичную реакцию либо побочные эффекты. По данной нам причине их применение обусловлено только в вариантах неконтролируемого поведения с злостью, нанесением самоповреждений.
  • Соц реабилитация. При восстановлении социальной активности нездоровых практикуется инклюзивный подход к образованию и осуществлению проф обязательств. Реабилитационные мероприятия проводятся комплексно, группой профессионалов – психиатрами, мед психологами и особыми преподавателями, логопедами, дефектологами, инструкторами ЛФК, педагогами музыки и творчества. Создаются интегративные группы в учебных учреждениях и на больших предприятиях.

Прогноз и профилактика

Положительный финал преодоления когнитивных нарушений, восстановления способностей самообслуживания и общения, улучшения моторики и адаптации в критериях семьи вероятен при ранешном выявлении заболевания и безотложном проведении коррекционной работы, включающей особое обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками), фармакотерапию и вовлечение нездоровых в социальные университеты. При активной терапии (терапия — процесс, для снятия или устранения симптомов и проявлений заболевания) симптомы (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности) не прогрессируют, психическое состояние приближается к норме (если нет тяжеленной олигофрении). Профилактические меры в истинное время не разработаны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»