Астено-невротический синдром у детей (Астенический невроз)
Астено-невротический синдром (совокупность симптомов с общим патогенезом) у деток — это совокупа психоэмоциональных, неврологических и вегетативных (от лат. vegetatio — возбуждение, от лат. vegetativus — растительный, комплекс центральных и периферических клеточных структур, регулирующих функциональный уровень внутренней жизни организма) проявлений, которые появляются как признак дезадаптации организма. Патология встречается при всех заболеваниях, действии физических либо психологических стрессоров. Главные симптомы (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности): слабость и завышенная утомляемость даже опосля отдыха, непостоянность чувственных реакций, жалобы на мигрени. Диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента) базирована на медицинской оценке анамнеза, личных и беспристрастных признаков. Для исцеления астенического невроза нужны нормализация режима денька и диеты (Диета — совокупность правил употребления пищи человеком), сеансы психотерапии, медикаментозная терапия (Терапия от греч. [therapeia] — лечение, оздоровление) нейрометаболитами и адаптогенами.
Оглавление
Общие сведения
Астено-невротический синдром (совокупность симптомов с общим патогенезом) (астенический невроз) — самая всераспространенная жалоба в практике педиатра, которая часто служит проявлением остальных патологий либо общего понижения адаптационных способностей организма. Беря во внимание частую встречаемость, разнообразные клинические симптомы (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности) и трудности в подборе терапевтических схем, астено-невротический синдром (совокупность симптомов с общим патогенезом) весьма животрепещущ в современной педиатрической практике.
Астено-невротический синдром (совокупность симптомов с общим патогенезом) у деток
Предпосылки
Астено-невротические состояния характеризуются разнообразием этиологических причин. Хоть какое соматическое либо заразное болезнь сопровождается симптомами (симптом — одна отдельная конкретная жалоба больного) астении, что в особенности выражено у деток, для которых типична лабильность нервно-психических действий, их стремительная истощаемость. Чем подольше продолжается болезнь и чем наиболее выражены ее симптомы (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности), тем выше возможность формирования невротического синдрома.
Специфичным фактором риска у деток является гипоксически-ишемическая энцефалопатия, которая возникает под воздействием перинатальных провоцирующих причин. К предпосылкам астении относят завышенные перегрузки в школе, огромную загруженность во внеклассных кружках и секциях. Риск развития невротического синдрома выше при больном семейном локальном климате, дилеммах во содействии с ровесниками.
Патогенез
В механизме развития выделяют психосоциальные, нейрогуморальные и инфекционно-иммунные причины, которые в композиции оказывают негативное воздействие на детскую нервную систему. Главным звеном патогенеза астено-невротического синдрома именуют отличия в работе лимбико-ретикулярного комплекса, который регулирует реакцию деток на действие стрессовых причин.
Из-за расстройств в функционировании ретикулярной формации нарушаются процессы сна и бодрствования, меняются чувственные реакции малыша на обычные раздражители. Равномерно меняется работа гипоталамо-гипофизарно-адреналовой системы, которая отвечает за реагирование на стрессовые причины. Очередной весомый фактор — церебральная гипоперфузия и нейротрансмиттерные нарушения.
Систематизация
Большая часть педиатров в практической деятельности делят астено-невротический синдром (совокупность симптомов с общим патогенезом) на первичный, обусловленный чертами нрава и течения психологических действий, и вторичный, который развивается на фоне органических патологий. Эта систематизация не отражает полностью этиопатогенетические индивидуальности расстройства, потому в 2011 году был предложен новейший вариант классификации невротического синдрома. Согласно ему, выделяются 5 форм астении:
- Неврастения. Функциональное состояние, которое вызвано истощением высшей нервной деятельности в итоге острых либо приобретенных стрессов. Термин неврастения нередко употребляется как синоним астено-невротического синдрома у взрослых и деток.
- Цереброгенная. Патология связана с наличием органического поражения мозга вследствие болезней, травм, операций. Для состояния типичны клинически выраженные симптомы (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности), стремительная истощаемость нервных (орган животного, служащий для передачи в мозг важной для организма информаци) действий.
- Соматогенная. Обоснована соматическими либо заразными заболеваниями. Симптомы (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности) возникают сразу с главным болезнью либо опосля него, исчезают довольно стремительно.
- Резидуальная. Возникает в ранешном детском возрасте как следствие перенесенной перинатальной патологии. Кроме психоэмоциональных нарушений, у таковых деток бывают препядствия с интеллектуальным развитием, расстройства маленькой моторики.
- Дизонтогенетическая. Эта форма считается наиболее легким вариантом резидуальной астении, проявляется в ответ на незначимую гипоксически-ишемическую энцефалопатию. Характеризуется вариабельностью и лабильностью поликлиники. Симптомы (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности) почаще усиливаются в весеннюю пору и в осеннюю пору.
Симптомы (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности)
Главные проявления астено-невротического синдрома — утомляемость и вялость. У деток мучается память и мышление, понижается способность к переключению внимания. Школьникам становится трудно сконцентрироваться на занятии. Обычно это дополняется двигательным беспокойством, суетливостью. Исходные стадии синдрома расцениваются как невоспитанность и неусидчивость, потому на ранешном шаге предки не думают о походе к доктору.
2-ая обычная группа признаков — психоэмоциональные симптомы (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности). У деток наблюдаются резкие беспричинные перепады настроения, завышенная раздражительность и стрессовость. Обычно, возникает патологическая подавленность настроения, которая в подростковом возрасте может трансформироваться в депрессию. Типично колоритное эмоциональное реагирование на незначимые действия.
Отличительная черта астенической симптоматики — устойчивость и отсутствие улучшения состояния опосля отдыха. Если при обыкновенной вялости ребенок испытывает прилив сил и энергии опосля ночного сна либо выходного, то при астении даже долгий отдых не приносит облегчения. Неврологические (неврология — раздел медицины, занимающийся вопросами возникновения заболеваний центральной и периферической нервной системы) симптомы (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности) дополняются соматическими: мышечными и головными болями, долгим субфебрилитетом, бессонницей.
Если у малыша есть конституциональная склонность к появлению долговременной астении, с течением времени у него формируется астено-невротический тип нрава. Главные его черты появляются в периоде пубертата. Ребенок становится тревожным и мнительным, тяжело переживает конфликты в семье, школе, испытывает мощное волнение перед незначимыми событиями (контрольная, поход в гости). Время от времени у деток выражены симптомы (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности) ипохондрии.
Отягощения
Легкие преходящие формы невротического синдрома не представляют опасности здоровью, но долгая астения резко нарушает социальную адаптацию, понижает возможности к обучению. Астения нередко смешивается с нарушениями психоэмоционального состояния прямо до томных депрессий, тревожных расстройств и усугубления психопатических черт личности.
Диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента)
Выявление астении не представляет труда для опытнейшего педиатра либо детского невролога. Для этого доктору довольно детально собрать жалобы и анамнез жизни, поговорить с ребенком, употреблять особые шкалы и опросники. По свидетельствам пациенту советуют консультацию детского психиатра, чтоб вовремя выявить патологические черты личности и нарушения социальной адаптации, которые могли спровоцировать астению.
Затруднения могут возникать при верификации обстоятельств этого типа невротического состояния. Для исключения органических поражений ЦНС (центральная нервная система, головной мозг) проводится:
Если доктор подозревает соматические заболевания, он назначает консультации профильных профессионалов: детского кардиолога, эндокринолога, травматолога и т. д. Сочетание астенических реакций и субфебрилитета — повод для направления к детскому инфекционисту.
Исцеление астено-невротического синдрома у деток
Базу исцеления синдрома составляют немедикаментозные способы, которые ориентированы на нормализацию вида жизни малыша. Предки должны смотреть за соблюдением распорядка денька, приобщать деток к активным играм, не перегружать его внеклассными занятиями. Решающее значении приобретает психический удобство дома и в учебном заведении, время от времени для ликвидации предпосылки приобретенного стресса приходится поменять школу.
Диету обогащают продуктами, обеспеченными витаминами группы В (субпродукты, цельнозерновой хлеб, яичка), триптофаном (нежирное мясо, сыры). Советуют исключить газированные напитки и острые снеки (чипсы, сухарики). С детьми проводят беседы по поводу вреда спиртных напитков и энергетиков, которые дают неверное чувство бодрости на куцее время, а в перспективе ухудшают состояние.
Для решения внутренних конфликтов, устранения психотравмирующих ситуаций либо конфигурации дела малыша к ним показана долгая работа с психологами. Занятия проходят в формате персональной либо домашней психотерапии, арт-терапии, музыкотерапии. Лекарства используются ограниченно. При тяжеленной астении назначают нейрометаболические препараты, витамины (группа низкомолекулярных органических соединений относительно простого строения и разнообразной химической природы), растительные адаптогены.
Важную роль в устранении соматической и цереброгенной астении играет исцеление основного заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности). С учетом ведущих клинических признаков докторы подбирают ограниченные и/либо интервенционные методики. В лечении (процесс для облегчение, снятие или устранение симптомов и заболевания) астено-невротического синдрома важен мультидисциплинарный подход, вербование к терапевтическим программкам школьных психологов, учителей, управляющих внеклассной активности.
Прогноз и профилактика
Симптомы (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности) астено-невротического расстройства не несут суровой опасности для малыша, но долгая астения существенно понижает состояние жизни, нарушает физическое и умственное развитие. Невзирая на заслуги современной педиатрии, исцеление представляет сложную задачку, просит вербования мультидисциплинарной команды, композиции немедикаментозных способов и фармацевтической терапии (терапия — процесс, для снятия или устранения симптомов и проявлений заболевания).
В базе профилактики невротического синдрома лежит приучение деток к здоровому виду жизни и настоящему сну, исключение травмирующих причин дома, в организованных детских коллективах. В ежедневных упражнениях должны гармонически сочетаться интеллектуальные и физические перегрузки, время на отдых и общение со сверстниками. Для предупреждения и ранешнего выявления ухудшения здоровья детки должны часто проходить мед осмотры.