Амузия (Музыкальная агнозия)
Нервные болезни (неврология)

Амузия (Музыкальная агнозия)

Амузия – это прирожденная либо обретенная неспособность к восприятию и проигрыванию музыкальных ритмов, мелодий. Нездоровые с амузией теряют возможность овладения нотной грамотой, не могут исполнять певческие партии и инструментальные композиции, не выяснят знакомые мелодии. Устная речь при всем этом сохраняется. Диагностическое обследование включает проведение нейровизуализационных исследовательских работ (церебральной КТ (Компьютерная томография — метод неразрушающего послойного исследования внутренней структуры объекта) либо МРТ (Магнитно-резонансная томография — томографический метод исследования внутренних органов и тканей с использованием физического явления ядерного магнитного резонанса)), оценку музыкальных возможностей. Исцеление основного неврологического расстройства и музыкотерапия приводят к улучшению нарушенных функций.

Оглавление

Общие сведения

Амузия, либо музыкальная агнозия, – это нарушение 1-го либо нескольких главных действий обработки музыкальных сигналов. Дефицитарное восприятие музыки быть может полученным либо прирожденным. Прирожденная амузия также известна как «тональная глухота», ей мучается около 5% населения планетки. Распространенность обретенных случаев неведома, но почаще расстройство музыкальных возможностей диагностируется у дам старше 50 лет. Большая часть посреди их составляют правши, левши и амбидекстры встречаются в единичных вариантах.

Амузия

Амузия

Предпосылки амузии

Прирожденная музыкальная агнозия, предположительно, является на генном уровне детерминированной – на это указывают исследования, демонстрирующие, что близкие родственники нередко имеют идентичные нарушения обработки музыкальной инфы. Скорее всего, данное расстройство соединено со структурными переменами в лобных и височных толиках в большей степени правого полушария мозга.

Обретенная амузия возникает вследствие патологических действий, развивающихся в правой слуховой коре либо сразу в обоих полушариях:

Патогенез

Известные случаи амузии различаются причинами, механизмами развития и анатомической локализацией очага поражения. Считается, что правая первичная (поле 41 по Бродману) и вторичная слуховая кора (поле 42) имеют решающее значение для восприятия музыки. Сравнительные исследования правшей с ишемическим инфарктом в зоне правой и левой средней мозговой артерии (артерии — сосуды, несущие кровь от сердца к органам, в отличие от вен, в которых кровь движется к сердцу) демонстрируют, что у пациентов с повреждением правого полушария развивается наиболее томная амузия, чем у лиц с повреждением левых отделов мозга.

Правое полушарие (То есть, вообще говоря, половина шара. Часто правая или левая половина большого мозга) отвечает за проигрывание мелодического контура в общих чертах, в то время как левое производит задачки аналитической обработки, шифрует каждую нотку и интервал в этом мелодическом контуре. Музыкальный ритм обрабатывается в нескольких областях, и нарушение его обработки находится у нездоровых с правосторонним либо левосторонним церебральными повреждениями. В процесс исследования и запоминания незнакомых мелодий вовлекается правое полушарие (То есть, вообще говоря, половина шара. Часто правая или левая половина большого мозга), а определение знакомых мелодий в основном зависит от левого полушария.

У людей с прирожденной амузией, по данным МРТ (Магнитно-резонансная томография — томографический метод исследования внутренних органов и тканей с использованием физического явления ядерного магнитного резонанса), находится меньше белоснежного вещества, чем у здоровых лиц, в особенности в области правой нижней лобной извилины. Возможно, это приводит к ослаблению лобно-височных связей и ухудшению возможности обработки музыкальных звуков.

Систематизация

Пробы систематизации амузии вызывают споры относительно критериев ее деления, так как нарушение музыкальных возможностей считается достаточно редчайшим и не достаточно изученным явлением. Так, южноамериканский нейропсихолог А.Л. Бентон выделил наиболее 10 типов амузии, включая рецептивную и экспрессивную. Современная клиническая систематизация различает последующие варианты амузии:

  • моторная – утрата возможности петь, напевать либо насвистывать мелодию;
  • сенсорная (музыкальная глухота) – утрата возможности различать нотки;
  • инструментальная (музыкальная апраксия) – утрата возможности играться на музыкальном инструменте;
  • музыкальная амнезия – неспособность распознавать известные музыкальные произведения;
  • музыкальная аграфия ‒ неспособность писать музыку;
  • музыкальная алексия ‒неспособность читать нотки.

Симптомы (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности) амузии

Пациенты с прирожденной музыкальной агнозией испытывают трудности в осознании музыки, хотя их физический и фонематический слух, также остальные когнитивные функции остаются, обычно, незатронутыми. Сопутствующие неврологические (неврология — раздел медицины, занимающийся вопросами возникновения заболеваний центральной и периферической нервной системы) нарушения (расстройства слуха, зрения, головокружения (ощущения движения собственного тела в пространстве или окружающих предметов относительно своего тела), утрата памяти) обычно свойственны для полученной амузии. В неких вариантах может возникать афазия, алексия, аграфия, диспросодия.

Диапазон расстройств, провождающих амузию, различен: нездоровые могут утрачивать способность петь, распознавать мелодии, играться на музыкальных инструментах, читать нотки, писать музыку. При всем этом в одних вариантах может нарушаться восприятие, в остальных ‒ выполнение, в третьих ‒ музыкальная память, в четвертых – весь комплекс действий обработки музыкального материала.

Время от времени нездоровые перестают испытывать эстетическое удовольствие от прослушивания возлюбленных мелодий. Пропадает чувственная связь с музыкой, пациенты не могут осознать смысл мелодии, охарактеризовать ее (темп, настроение и пр.), именовать звучащие инструменты. Музыка может даже стать неприятна – ее ассоциируют со скрежетом сплава, раздражающим шумом. Нездоровые перестают посещать концерты и слушать музыку дома.

Амузия может коснуться не только лишь проф музыкантов и страстных ценителей музыки, но даже тех, кто не имеет музыкального образования и особых познаний. Но, так как крайняя группа пациентов часто не понимает музыкального недостатка и не докладывает о нем, эти случаи амузии не учитываются в общей статистике.

Отягощения

Амузия не приводит к соматическим осложнениям. Быстрее, она может вызывать психический дискомфорт и понижение свойства жизни у музыкально даровитых людей. Если расстройство возникает у проф музыканта, то под вопросец ставится возможность продолжения музыкальной карьеры. Опасность для здоровья представляют последствия основного заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности): инфаркта, травмы головы, возрастающей опухоли (Опухоль (син. новообразование, неоплазия, неоплазма) — патологический процесс, представленный новообразованной тканью), прогрессирующего нейродегенеративного процесса и др. В странах Юго-Восточной Азии, где употребляются тональные языки (тон выражает лексические и грамматические различия), амузия приводит к трудностям осознания речи и активного выражения.

Диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента)

Клиентам с амузией нужно проведение неврологического и нейропсихологического обследования. 1-ая группа исследовательских способов ориентирована на верификацию обстоятельств расстройства, 2-ая – на определение наличия и вида музыкальной агнозии.

  • Нейровизуализационные способы. С целью обнаружения очага поражения (нрава, локализации, распространенности) проводится КТ (Компьютерная томография — метод неразрушающего послойного исследования внутренней структуры объекта) или МРТ (Магнитно-резонансная томография — томографический метод исследования внутренних органов и тканей с использованием физического явления ядерного магнитного резонанса)-сканирование церебральных структур. Регистрацию активности слуховой обработки музыки производят при помощи магнитоэнцефалографии. В научных целях употребляют фМРТ, ПЭТ-КТ (Компьютерная томография — метод неразрушающего послойного исследования внутренней структуры объекта).
  • Нейропсихологические испытания. Для стандартизированной оценки музыкальных возможностей употребляется Монреальская батарея оценки амузии (MBEA). Она состоит из 6 тестов, позволяющих оценить восприятие мелодии, музыкальных интервалов, политр, ритма, метра и памяти. Также исследуются остальные виды памяти, внимания, зрительно-пространственные функции.

Исцеление амузии

Исцеление музыкальных расстройств включает терапию (терапия — процесс, для снятия или устранения симптомов и проявлений заболевания) основного заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности), нейропсихологическую корректировку, мелодико-интонационную терапию (терапия — процесс, для снятия или устранения симптомов и проявлений заболевания). Нездоровым, перенесшим инфаркт, назначается фармакотерапия, проводится физическая реабилитация (механотерапия, ЛФК), логотерапия. Клиентам нейрохирургического профиля производятся оперативные вмешательства: удаление внутричерепных гематом, эмболизация АВМ мозга, удаление церебральных опухолей. Нездоровым с церебральными дегенерациями, вместе с фармацевтической терапией (Терапия от греч. [therapeia] — лечение, оздоровление), показана психотерапия, нейропсихологическая корректировка.

Признанных способов корректировки амузии на сей день не предложено. Разработка реабилитационных программ носит экспериментальный нрав. Они основаны на использовании ритмических упражнений, музыкальной терапии (терапия — процесс, для снятия или устранения симптомов и проявлений заболевания), вокалотерапии, тренировке слухового внимания. Сделать лучше музыкальные возможности при прирожденной амузии можно методом периодического целенаправленного музыкального образования.

Прогноз и профилактика

Как первичная, так и вторичная амузия встречается почаще, чем диагностируется в медицинской неврологии. Прирожденные формы нарушения музыкального слуха лучше поддаются корректировки, чем обретенные. Некие пациенты обязаны навечно отрешиться от музыкальных занятий, профессии, посещения концертов, т. к. теряют свои способности, а музыка вызывает у их нехорошие эмоции (Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений).

Профилактика амузии связана со понижением причин риска развития инфаркта, травм головы, церебральных опухолей, деменции. Нужно смотреть за питанием, АД, поддерживать интеллектуальную и физическую активность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»