Психические расстройства

Алекситимия

Алекситимия – это психическая изюминка, характеризующаяся неспособностью обрисовать собственные эмоции (Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений), осознать переживания окружающих, найти разницу меж эмоциями и физическими чувствами. Проявляется трудностями вербализации при обсуждении чувственной сферы, склонностью гласить о физиологических состояниях. Диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента) проводится способом медицинской беседы, добавочно применяется Торонтский опросник алекситимических черт. Психическая корректировка реализуется поэтапно, включает поведенческие, когнитивные, психодинамические техники.

Оглавление

Общие сведения

Слово «алекситимия» предложено психиатром П. Сифнеосом, в переводе с греческого языка обозначает «отсутствие слов для описания эмоций». Данная изюминка является неспецифической: более характерна психосоматическим нездоровым, но диагностируется также у здоровых людей, пациентов психиатрических клиник. Распространенность более высока посреди парней – 41%. Посреди дам показатель добивается 32%. Выраженные алекситимические признаки (полная неспособность гласить о чувствах) встречаются изредка, не наиболее чем у 1-2% пациентов.

Алекситимия

Алекситимия

Предпосылки алекситимии

Практическая психология (наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы, с целью объяснить поведение человека) описывает данное расстройство как неспособность выразить словами собственное эмоциональное состояние: человек не может связать переживания, чувства, настроение с определенными словами. Согласно современным исследованиям, формирование алекситимической личности постоянно обосновано несколькими факторами, посреди которых один-два доминируют. К таковым факторам относятся:

  • Нейрофизиологические. Предпосылкой затруднения вербализации эмоций быть может органическое поражение мозга с повреждением связей, ответственных за вербальное определение аффективных состояний и определение импульсов, идущих от внутренних органов. Также к алекситимии приводит несформированность взаимодействия меж полушариями.

  • Семейные. Алекситимические черты формируются под воздействием воспитания, внутрисемейного взаимодействия. Они появляются в среде, где нет искреннего выражения эмоций, появившихся как часть настоящей жизни. Паттерн сдерживания, умалчивания чувств закрепляется как установка на ригидное следование требованиям общества.

  • Средовые. Освоение эмотивной лексики происходит при общении с родителями, воспитателями, учителями. Процесс длится при чтении книжек, просмотре кинофильмов, обсуждении переживаний героев. Если ребенок вырастает в обедненной педагогической среде, то он не понимает, как обрисовать воспоминания, переживания и другие психические состояния.

  • Социокультурные. Данная группа обстоятельств представлена гендерными стереотипами, ограничивающими общение родителей с отпрысками при чувственно важных событиях. Слезы, ужас, открытая злость не дискуссируются, табуируются («не ной, ты не девчонка», «мужчины ничего не страшатся»). Воспитание (целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни) девченок тоже время от времени ограничивает их чувственность.

  • Психические. Доминирование образного мышления над словесно-логическим является предпосылкой развития алекситимии. Конкретной предпосылкой может стать психотравма: интенсивные нехорошие аффекты подавляются, вытесняются из сознания, их нереально обрисовать либо выразить.

  • Лингвистические. Время от времени человек не способен отыскать адекватные средства языка для описания внутреннего опыта невзирая на не плохое образование, гармоническое воспитание (целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни). Российский язык считается эмотивно богатым, но не постоянно способен передать аспекты человечьих переживаний.

Патогенез

Нейрофизиологическая база алекситимии – изменение активности участков мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека), ответственных за соматосенсорное восприятие. Поражения лобной толики, надкраевой извилины, правой височной толики приводят к нарушениям определения чувств на лицах людей, что проявляется трудностями называния: человек осознает переживания другого, но не может их вербально найти. Выраженная алекситимия сопровождается низкой активностью в фронтальной части поясной извилины. При нарушении узнавания чувств в сочетании с неспособностью их осознавать диагностируются поражения зоны островка Рейля.

Исследования алексетимии при органических повреждениях мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) длятся, но до сего времени остаются неясными физиологические механизмы ее развития у людей без неврологической патологии. В вариантах, когда провоцирующим фактором является воспитание (целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни) либо социокультурные индивидуальности, закрепление алекситимических черт происходит по принципу формирования условного рефлекса, как адаптация к требованиям среды.

Алекситимия

Алекситимия

Систематизация

Согласно теории Х. Фрейбергера, по происхождению алекситимия бывает первичная и вторичная. Первичная форма связана с чертами личности, формируется вне связи с болезнями. Вторичная рассматривается как следствие неврологических, психологических и других патологий. Российские психологи Е.А. Горобец, Д.Г. Трунов предложили разделение на органическую и многофункциональную формы. Посреди многофункциональных алекситимий они выделяют некоторое количество видов:

  • Педагогическая. Вызвана недостающим усвоением эмотивной лексики ребенком. Развивается при чувственной сдержанности родителей, недостатке близкого общения, следствием что становится слабенький энтузиазм к переживаниям окружающих.

  • Психическая. Ее база – психотравма, когда эмоции (Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений) вытесняются из сознания, или ситуативно-коммуникативные причины, такие как стыд, стеснение, недоверие при общении. Данный вид является более краткосрочным.

  • Лингвистическая. Развивается из-за неспособности человека подобрать вербальные средства для выражения внутреннего состояния. Осознание эмоций сохраняется, но теряется возможность из анализа, передачи, запоминания.

Симптомы (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности) алекситимии

Люди испытывают трудности при попытках оценить свое эмоциональное состояние, осознать реакции окружающих. Часто они не могут отличить телесные чувства от аффективных. На переживаемые чувства развиваются соматические реакции, которые поддаются анализу, вербализации. Пример: тревога провоцирует голод, человек обрисовывает свое состояние через чувство голода, но не замечает беспокойства. Время от времени алекситимики употребляют более всераспространенные описательные слова – «обидно», «забавно» – но не могут детально поведать о чувственном состоянии.

Познавательная сфера характеризуется доминированием наглядно-образного мышления. Снижена способность к символизации, категоризации. Мыслительные процессы линейны, основаны на определенных фактах, нередко облегчены. В ответ на вопросец о самочувствии пациенты озвучивают диагноз (медицинское заключение об имеющемся заболевании), результаты инструментальных измерений, но не обрисовывают собственные чувства и эмоции (Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений) («У меня артериальная гипертония, давление сейчас – 130/80»). Нередко тяготение к событийной, эффективной жизни проявляется постоянными спортивными тренировками. Периодические физические перегрузки увеличивают способности управления чувствами.

Для пациентов с алекситимией свойственна инфантильность, примитивность актуальных целей, лишний прагматизм. Они склонны к конфликтам, а отсутствие эмпатии нередко становится предпосылкой отчужденности окружающих. Алекситимикам характерно безэмоциональное выражение лица, ригидные (непластичные) позы тела. Часто они внимательны к физическому здоровью, но при всем этом психические, чувственные препядствия остаются неосознаваемыми.

Отягощения

Алекситимия рассматривается как предиспозиция к развитию психосоматических болезней. Эмоции (Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений), чувства, чувства, которые остались неосознанными, не облаченными в слова, преобразуются в физиологические нарушения. Повторяясь, они приводят к болезням разных органов и систем. Происходит соматизация психического дискомфорта. Согласно статистическим данным, у 47% пациентов с приобретенными головными болями диагностируется высочайший уровень алекситимии. Недостающее осознавание чувств приводит к перееданию, алкоголизму, гипертоническим кризам, астматическим приступам.

Диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента)

Обследование пациентов с подозрением на алекситимию проводит врач-психиатр либо клинический психолог. Диагностический процесс начинается с беседы. На вопросцы о самочувствии пациент отвечает односложно, озвучивает имеющиеся диагнозы (заключение о сущности болезни и состоянии пациента, выраженное в принятой медицинской терминологии). Затрудняется обрисовать боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение), дискомфорт и другие симптомы (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности) в определениях чувств. Рассказ о настроении, переживаниях дается еще труднее. Нередко пациент гласит «все нормально», «ничего не чувствую», или соотносит ситуацию с ожидаемой реакцией: «когда погибла наша собака, я печалился».

Кроме медицинской беседы для диагностики применяется Торонтская шкала (Toronto Alexithymia Scale, TAS). Опросник содержит 20 вопросцев, нацеленных на оценку трудности идентификации и описания эмоций, также на снаружи направленное мышление. Умеренный уровень алекситимии диагностируется при итоге от 52 до 68 баллов, выраженный – при 69-76 баллах, высочайший – при 77-94 баллах.

Дифференциальная диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента)

Алекситимичные проявления обнаруживаются у здоровых людей и у пациентов разных профилей. Их нужно различать от ситуаций, когда человек специально прячет информацию о самочувствии (к примеру, во время экспертизы) или не в состоянии выстроить настоящий ответ вследствие тяжеленной депрессии, общей соматической ослабленности, понижения ума. Также стоит проводить дифференциальную диагностику с психологическими болезнями, характеризующимися чувственной обедненностью, уплощением (к примеру, с шизофренией). С данной нам целью используются патопсихологические испытания на исследование мышления.

Психокоррекция алекситимии

Психокоррекция алекситимии

Исцеление алекситимии

Способы психокоррекции нацелены на то, чтоб пациент научился обдумывать, рассматривать, вербализировать эмоции (Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений). Психотерапевтическое исцеление долгое, просит постоянных встреч со спецом. Более эффективен полный подход, сочетающий техники когнитивно-поведенческого, гуманистического, психодинамического подходов. Общая схема терапии (терапия — процесс, для снятия или устранения симптомов и проявлений заболевания) включает несколько шагов:

  1. Понимание препядствия. Психоаналитик показывает пациенту на примерах из беседы, что его эмпатия, способность к сопереживанию снижена. Время от времени шаг понимания оказывается уже пройденным, человек докладывает о алекситимических признаках без помощи других.

  2. Релаксация. Релаксирующие приемы – аутогенная тренировка, музыкотерапия, психогимнастика – помогают развить способность ощущать внутреннее состояние тут и на данный момент. Спец акцентирует необходимость концентрации на чувствах, значимость их оценки, попыток проговаривания.

  3. Опора на невербальную коммуникацию. Невербальные методы общения «растормаживают» чувства, делают их наиболее очевидными, дифференцированными. Пример техники – «Портрет супруги художника», когда пациент очень тщательно обрисовывает собственное изображение, нарисованное у него в воображении. Опора на образ (невербальный знак) расширяет, углубляет спектр коммуникативных средств.

  4. Развитие «внутреннего диалога». Данный шаг нужен для улучшения анализа состояний, осознания собственных чувств. Диалоги «в голове» алекситимиков диффузные, смазанные, трудноразличимые. Развитие возможности обнаруживать их, созодать наиболее понятными содействует развитию вербализации.

Кроме описанной четырехэтапной терапии (терапия — процесс, для снятия или устранения симптомов и проявлений заболевания), могут применяться техники психоанализа. Спец берет на себя роль мамы, помогая пациенту стать психологически зрелым, научает созданию знаков, помогает организовывать эмоции (Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений). Добавочно применяется гипнотерапия, когда требуется корректировка подсознательных установок.

Прогноз и профилактика

Алекситимия поддается корректировки психотерапевтическими способами, но просит длительной, постоянной работы со спецом. Прогноз наиболее благоприятен при многофункциональных формах. Профилактику нужно проводить с юношества: применять различную эмотивную лексику при общении с ребенком, обозначать его чувственные реакции словами, позитивно принимать любые переживания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»