Нарушения речи

Акустическая дисграфия

Акустическая дисграфия – это парциальное расстройство функции письма, обусловленное дефицитностью слухового восприятия. Возникает подменами или смешением на письме букв, обозначающих фонетически идентичные звуки: шипящие-свистящие, твердые-мягкие, звонкие-глухие, аффрикаты и их составляющие. При всем этом звукопроизношение у малыша правильное. Дисграфия диагностируется по результатам анализа письменных работ, исследования слуховой дифференциации фонем. Коррекционный маршрут предугадывает преодоление фонематического недоразвития, уточнение акустических черт звуков, работу над фонемным анализом и синтезом.

Оглавление

Общие сведения

Акустическая дисграфия, как специфичное расстройство письма, связанное с дефицитностью речеслухового анализатора, была выделена в 1971 г. классиком русской логопедии О.А. Токаревой. В 1980-е г.г. доктор Р.И. Лалаева предложила свою систематизацию, в какой обозначила акустическую дисграфию термином «дисграфия на почве нарушения фонемного определения». Согласно размещенным исследованиям, ошибки на письме, обусловленные несформированными фонематическими действиями, встречаются у 10% младших школьников.

Акустическая дисграфия

Акустическая дисграфия

Предпосылки

Акустическая дисграфия возникает из-за недостаточной сформированности фонематического восприятия к началу школьного обучения малыша. В итоге неразличения речевых звуков на слух, неспособности к звуковому анализу и синтезу на письме ученик воспринимает неправильное решение о соотнесении фонемы с графемой («пишет так, как слышит»). Неверное фонемное определение присуще детям с многофункциональной дислалией, сенсорной алалией, стертой дизартрией, взрослым с акустико-гностической афазией.

Причины риска

При обследовании малышей, страдающих акустической дисграфией, выявляется ряд соц и био причин, которые могут рассматриваться в качестве предрасполагающих. В числе их:

  • неразборчивость, невнятность речи малыша;
  • наличие в устной речи звуковых замен, изъянов озвончения и смягчения;
  • нечеткость дикции окружающих взрослых;
  • недостаток речевых контактов;
  • билингвизм;
  • неоправданно преждевременное обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками) грамоте (несформированность психических и языковых предпосылок);
  • отягощенный мед анамнез (родовые травмы, асфиксия в родах, ЧМТ, болезненность малыша), приводящий к малой нефункциональности ЦНС (центральная нервная система, головной мозг).

Патогенез

Отлично развитые слухо-произносительная дифференциация и фонематическое восприятие являются обязательным условием овладения грамотой: чтением и письмом. Спонтанное фонематическое развитие заканчивается в норме к 5-6 годам. Ребенок умеет слышать и различать отдельные звуки в слове, определять их пространство и последовательность. На данной базе в предстоящем становится вероятным овладение навыком письма.

Незаконченность действий фонемного определения к началу обучения в школе, даже при отсутствии звукопроизносительных изъянов, сопровождается трудностями освоения письменной речи, делает предпосылки для развития акустической дисграфии. Во время операции письма ребенок не может произвести слуховой анализ слова, выделить акустические признаки фонемы, перевести ее в кинестетический образ (опора на проговаривание), принять решение о сравнении фонемы с соответственной ей графемой. Если при всем этом также оказываются нарушенными моторные, оптические, регуляторные функции, то развивается смешанная дисграфия.

Систематизация

Зависимо от того, какая конкретно операция фонемного определения нарушается в процессе письма, в логопедии выделяют последующие подвиды акустической дисграфии:

  • акустическая – происходит неточная слуховая дифференциация звуков и их анализ;
  • кинестетическая – трудности фонемного определения соединены с недостающим кинестетическим контролем процесса письма;
  • фонематическая – ученик воспринимает неверное решение о выборе той либо другой фонемы.

Симптомы (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности) акустической дисграфии

Проявления дисграфии на базе нарушенного фонемного определения стают приметны в исходной школе, но предпосылки можно найти еще в дошкольном детстве. Малыши путают звуки речи, нечетко произносят слова, с трудом заучивают стихи и песни. У их снижена работоспособность и концентрация, отмечается частая переключаемость внимания.

На письме школьники с акустической дисграфией допускают подмены и смешения букв, близких в фонетическом плане:

  • глухих и гулких согласных («корка» − горка);
  • мягеньких и жестких согласных («писмо» − письмо);
  • свистящих и шипящих («пушиштый» − лохматый);
  • сонорных («пелевал» − перевал);
  • аффрикат и составляющих их компонент («щасто» − нередко);
  • лабиализованных (губных) гласных («бабучка» − бабочка).

Также отмечаются пропуски и перестановки букв в словах, неверное обозначение мягкости согласных мягеньким знаком либо йотированными гласными («зельный» либо «зельоный» −зеленоватый). При томных формах дисграфии смешиваются фонемы, которые обозначают непохожие по своим акустическим чертам звуки. Звукопроизношение при всем этом, обычно, не нарушено, но время от времени у малыша имеются неточные речевые кинестезии.

Отягощения

Главным следствием акустической дисграфии служит школьная неуспеваемость по родному языку, литературному чтению, часто – арифметике. Нехорошие отметки, низкие баллы за итоговую аттестацию по окончании исходной школы, угроза оставления малыша на 2-ой год – все это понижает мотивацию к учебе, сформировывает нежелание посещать школу либо отдельные предметы, рождает конфликтность в отношениях с педагогами и одноклассниками. Ситуации неуспеха и неверия в себя делают почву для следующего развития у малыша тревожности, заниженной самооценки, депрессивного состояния.

Диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента)

Обычно предки либо преподаватель обращаются к логопеду с жалобами на стойкие однотипные ошибки, которые ребенок допускает на письме. В процессе анализа рабочих тетрадей спец замечает обычные для акустической дисграфии задачи: подмены/смешения букв по фонетическому сходству, перестановки, пропуски букв. Для доказательства диагностической догадки логопед проводит обследование устной речи:

  1. Оценка звукопроизношения. Учащиеся с акустической дисграфией звуки произносят правильно, но у их быть может нечеткая дикция, некорректность переключения артикуляционных поз. Анатомические недостатки речевого аппарата отсутствуют.
  2. Исследование фонематических действий. В основном оказываются несформированными слуховая дифференциация, операции анализа и синтеза, представления о акустических свойствах фонем. Ребенок не способен верно повторить слоговые цепочки с оппозиционными звуками, отобрать рисунки с необходимым звуком, найти пространство звука в слове, показать предметы, обозначаемые словами-паронимами.
  3. Обследование остальных сторон речи. Проводится проверка состояния слоговой структуры слова, лексико-грамматических категорий речи. Исследуется функция чтения: у малышей с акустической дисграфией, обычно, выявляется фонематическая дислексия.

Из способов мед диагностики быть может рекомендована аудиометрия, т. к. при недочетах фонемного определения постоянно нужно исключать тугоухость. Инструментальное неврологическое (Неврологические нарушения — это болезни центральной и периферической нервной системы) обследование по свидетельствам включает электроэнцефалографию, УЗИ (Ультразвуковое исследование — неинвазивное исследование организма человека или животного с помощью ультразвуковых волн) сосудов шейки, церебральную КТ (Компьютерная томография — метод неразрушающего послойного исследования внутренней структуры объекта) либо МРТ (Магнитно-резонансная томография — томографический метод исследования внутренних органов и тканей с использованием физического явления ядерного магнитного резонанса).

Корректировка акустической дисграфии

Коррекционный маршрут при дисграфии, обусловленной несформированностью фонемного определения, строится с учетом нарушенных речевых звеньев. В процессе занятий решаются задачки:

  • формирования фонематического восприятия;
  • уточнение акустических и произносительных черт звуков, их дифференциация;
  • овладение звуко-буквенным анализом и синтезом;
  • соотнесение фонемы с ее графическим эквивалентом – графемой.

Работа над звуками ведется в последующей последовательности: поначалу уточняются артикуляционные и акустические нюансы гласных, позже согласных (свистя­щих, шипящих, аффрикат, соноров), потом – оппозиционных звуков (мягеньких/жестких, гулких/глухих). Лишь опосля этого перебегают к самостоятельному письму – списыванию текстов, написанию слуховых диктантов, сочинений, изложений.

Не считая совершенствования речевых функций работают над развитием ВПФ – памяти, мышления, внимания. Полезно включать в структуру занятий элементы фонетической и логопедической ритмики, двигательно-речевые физминутки. Энтузиазм к занятиям увеличивает внедрение интерактивных игр, ИКТ.

Прогноз и профилактика

Устранение акустический дисграфии – долгий и тщательный процесс. Он быть может успешен лишь при целенаправленных, периодических упражнениях, взаимных усилиях со стороны логопеда и ученика. Прогноз тем благоприятнее, чем ранее в исходном звене школы выявлена дисграфия и начата ее корректировка. В неприятном случае ученик с акустической дисграфией безизбежно попадет в категорию слабоуспевающих.

Профилактику акустической дисграфии нужно вести с дошкольного юношества. Она включает плановые осмотры дошкольников логопедом, целенаправленное развитие фонематических действий при их нарушении, подготовку к школе. Взрослым следует пристально относиться к собственной и детской речи, попытаться минимизировать неблагоприятные действия на ЦНС (центральная нервная система, головной мозг) малыша на всех шагах его развития.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»