Аграмматическая дисграфия
Аграмматическая дисграфия – это повторяющиеся ошибки на письме, обусловленные недоразвитием грамматического строя языка. Характеризуется неверным словообразованием, словоизменением по родам, падежам, числам, нарушением согласования и управления слов в предложении, некорректностью выражения мыслей, недостаточной связностью изложения. Аграмматическая дисграфия находится по результатам обследования устной речи, анализа письменных работ. Направления коррекционной работы включают расширение лексического припаса, формирование грамматических категорий, развитие связного выражения.
Оглавление
Общие сведения
Аграмматическая дисграфия встречается у малышей с общим недоразвитием речи, умственной дефицитностью. По данным исследовательских работ в области логопедии, предпосылки к развитию дисграфии имеют около половины старших дошкольников. Но в чистом виде в школьные годы аграмматическая дисграфия диагностируется изредка. Посреди второклассников данная форма нарушения письма выявляется в 5,6% случаев. В особенности ярко она начинает проявляться с 3-го класса, когда происходит переход от фонетического к морфемному принципу письма.
Аграмматическая дисграфия
Предпосылки
В базе расстройства лежит перинатальное, преждевременное постнатальное повреждение либо многофункциональная незрелость областей мозга, отвечающих за устную речь и реализацию письма. Это обусловливает обедненный лексический припас, несформированность грамматической системы родного языка. Аграмматическая дисграфия наблюдается у малышей с алалией, дизартрией, ЗПР, интеллектуальной отсталостью. Отдельная группа – дети-билингвы.
Малыши, угрожаемые по развитию аграмматической дисграфии, в дошкольном периоде нередко состоят на учете у детского невролога по поводу резидуально-органического поражения мозга перинатального генеза. Часто у их диагностируется синдром (совокупность симптомов с общим патогенезом) гиперактивности и недостатка внимания, недостающее развитие маленькой моторики, школьная незрелость.
Причины риска
Предпосылки для нарушения письма появляются и могут быть увидены у малыша за длительное время до начала школьного обучения. Факторами риска возникновения аграмматической дисграфии выступают:
Патогенез
Современные представления о механизме аграмматической дисграфии связывают ее с недоразвитием лексической, морфологической и синтаксической системы языка. Грамматические ошибки – аграмматизмы – появляются на уровне слова, предложения, связного текста. У малыша отсутствуют способности словообразования и словоизменения, не сформированы представления о синтаксических связях меж структурными компонентами предложения, нарушены операции текстообразования.
Психолингвистическая теория патогенеза разглядывает аграмматическую дисграфию как следствие нарушения внутреннего программирования и грамматического дизайна речевого выражения. Нейропсихологический подход разъясняет расстройство письма с позиции нарушения мозговой организации речевой деятельности: контроля и регуляции письма (лобные толики), различения грамматических форм на слух (височные толики), составления и осознания логико-грамматических конструкций (теменно-затылочные толики).
Систематизация
Грамматические ошибки могут допускаться в словах, предложениях и повествовании в целом. Зависимо от этого аграмматизмы делятся на три группы:
- морфологические (экспрессивные) – заключаются в неверном падежном склонении слов, использовании предлогов;
- синтаксические – выражаются в пропуске основных и второстепенных членов предложения, неверном порядке слов снутри предложения, трудностях составления сложных предложений;
- аграмматизмы в связной речи – появляются нечеткой передачей плана, нарушением последовательности предложений в тексте, алогичностью повествования.
Аграмматическая дисграфия
Симптомы (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности) аграмматической дисграфии
Предвестниками данного вида дисграфии служат множественные аграмматизмы в устной речи. Ребенок некорректно употребляет числа, падежи, предлоги, затрудняется в связном рассказе либо пересказе. Подобные недочеты отмечаются и на письме.
На словарном уровне аграмматическая дисграфия выражается в неверном написании окончаний при словоизменении по родам и числам, склонении по падежам. Выявляются ошибки предложного управления («девченка идут»), согласования существительного и прилагательного («смачные обед»). Некорректно употребляются предлоги («писать на тетради»), заменяются приставки (собрать – «забрать»), суффиксы (котята – «котёнки»).
На уровне предложения появляются трудности построения сложноподчиненных конструкций. Основное предложение изменяется местами с придаточным, время от времени опускается совершенно либо сокращается. В связном тексте нарушаются логические и семантические последовательности изложения. Аграмматическая дисграфия в основном проявляется при самостоятельном письме, чем при написании слухового диктанта либо списывании.
Отягощения
Школьники с аграмматической дисграфией имеют нехорошие отметки по родному языку. Понижение успеваемости становится в особенности приметным к концу 3-го – началу 4-го класса обучения. Ранее ученик быть может хорошистом, но позже ситуация резко изменяется. Предки и учителя часто винят школьника в лени, недостающем прилежании. Данный факт еще более понижает мотивацию к обучению, провоцирует конфликтное поведение. Без логопедической корректировки элементы аграмматической дисграфии могут сохраняться прямо до старшей школы.
Диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента)
Задачка по выявлению аграмматической дисграфии возложена на логопеда школьного логопункта. Для этого проводится обследование учащихся сначала и конце учебного года. Работа с детками, угрожаемыми по развитию дисграфии, обязана быть начата немедленно. Этапы диагностики:
- Анализ устной речи. Оценивается уровень речевого развития: размер словарного припаса, сформированность грамматической стороны речи, функции словоизменения и словообразования. На высочайший риск появления аграмматической дисграфии показывает диагноз (медицинское заключение об имеющемся заболевании) ОНР в дошкольном возрасте.
- Анализ письменных работ. Логопед изучает тетради малыша по русскому языку, выявляет специальные аграмматизмы. Добавочно исследуется навык списывания с печатного и рукописного текста, написания слухового диктанта, самостоятельного письма.
- Консультация психолога. С целью оценки интеллектуального развития делается оценка невербального ума при помощи тестовых методик (матрицы Равена, тест Векслераи др.). Это нужно для разграничения аграмматической дисграфии у малышей с обычным психологическим развитием и нарушений письма у малышей с ЗПР.
Целью проводимого обследования является дифференциация форм дисграфии (аграмматическая, на почве нарушения языкового анализа и синтеза, смешанная), исключение дизорфографии. Для крайней свойственны разнообразные орфографические ошибки. Достоверно диагностировать аграмматическую дисграфию можно в конце третьего-начале 4-ого года обучения.
Корректировка аграмматической дисграфии
Корректировка аграмматической дисграфии
Главные задачки коррекционно-логопедической помощи заключаются в устранении всех видов аграмматизмов, как в устной, так и в письменной форме речи. Обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками) организуется с постепенным усложнением материала. На упражнениях по устранению дисграфии корректировка осуществляется параллельно по нескольким фронтам:
- Работа над предложением. Проводится исследование структуры предложения, усвоение его главных частей. Поначалу отрабатывают обыкновенные двусоставные и всераспространенные предложения, потом наиболее сложные – сложносочиненные, сложноподчиненные. Действенным приемом является внедрение опорных графических схем для разбора и составления предложений.
- Работа над словоизменением и словообразованием. Уделяют внимание способам конфигурации существительных (по числам, падежам), прилагательных (по родам, падежам, числам), глаголов (по лицам, родам, числам). Изучают правила управления и согласования слов. Уточняют значения предлогов, функции приставок и суффиксов. Сформировывают умения морфологического анализа слова.
- Работа над текстом. Малыша учат выделять основную идея и тему рассказа. Уделяют свое внимание на последовательность предложений и логичность изложения. Самостоятельная работа подразумевает составление плана рассказа и связного текста на определенную тему. Усвоенные грамматические способности закрепляются в разных видах письменной речи.
Прогноз и профилактика
Аграмматическая дисграфия – суровая неувязка, препятствующая высококачественному обучению. Некорректно ее разглядывать как невнимательность, несобранность малыша либо очевидные описки. Без помощи других аграмматизмы в письменной речи не проходят. При условии своевременной корректировки специальные ошибки письма могут быть преодолены в среднем звене школы, что дозволяет ребенку удачно сдать экзаменационные тесты. Профилактика аграмматической дисграфии заключается в преодолении лексико-грамматического недоразвития к началу школьного обучения.